1942 год, Сталинград. Осаждённый город противостоит не только огромной гитлеровской армии, но и новой беде – эпидемии холеры. Её занесли немецкие солдаты и в условиях, когда тела убитых не успевали хоронить, инфекция начала принимать пугающие масштабы и разноситься по путям эвакуации в другие города и сёла.
Действовать необходимо было срочно. В Сталинград по заданию Наркомздрава СССР направлена профессор Зинаида Виссарионовна Ермольева, уже знаменитая своими научными работами и открытиями. Ей предстояло под бомбами врага провести полную дезинфекцию и привить военных и гражданских холерным бактериофагом. Однако заказанный ею препарат был уничтожен немцами на подступах к городу и Сталинград, фактически, остался один на один с заразой, которая уже вовсю косила ряды защитников. К счастью, в городе уже была Зинаида Виссарионовна, не просто опытная и умная, но и смелая женщина, которая прежде добровольно сама заражала себя холерой, для испытания лекарства собственной разработки. Производство такого бактериофага она и развернула в подвале разрушенного дома, вскоре полностью ликвидировав дефицит.
Но мало было произвести препарат, нужно было ещё наладить массовое обследование и вакцинацию бойцов и граждан. Зинаида Ермольева так организовала работу, что в сутки вакцину получали более 50 тыс. человек, десятки тысяч ежедневно проходили тестирование.
В этой борьбе с невидимым врагом принимали участие все, кто оставался в городе.
У каждой сандружинницы Красного Креста было под наблюдением 10 квартир, которые они обходили ежедневно, выявляя больных. Другие хлорировали колодцы, дежурили в булочных, на эвакопунктах. Активно включены в эту борьбу были и радио и пресса. В итоге, Сталинград был спасён от холеры, профессор Ермольева получила Ордена Ленина и Сталинскую премию I степени. Но, причитающиеся ей вместе с премией деньги, она отдала на постройку фронтового истребителя, получившего гордое имя «Зинаида Ермольева».
Вспоминайте это имя всякий раз, когда вам кажется, что вы устали или попали в безвыходную ситуацию.