Найти тему
Ольга Таволга

2000-е. Отрицание глобализма.

Есть две версии - стиль какого десятилетия считать "последним цельным стилем ХХ века" - 1980е или 1990е.

Я по-своему согласна с обеими - вопрос же в том, что считать за "цельность" и что считать за "стиль".

Но в самом начале XXI века эта идеологически визуализированная целостность разлетелась вдребезги.

Comme des Garcons Blue Encens
Comme des Garcons Blue Encens

Диктат Европы ("и немножко Америки!") в моде исчез, и есть надежда, что навсегда.

Причин у этого целый список.
Страны Азии перестали ощущать себя "провинцией, в которую шлют ношенные платья родственники из столицы" и приступили к выпуску своих линеек не только на основании заказов от крупных европейских брендов и "по ворованным лекалам".
Оказалось, что азиатам есть, что сказать в мире моды.
Это россия наотрез отказывается от поиска модной национальной самоидентификации уповая на абстрактную "красоту русских женщин", светлый образ Наташи Ростовой, силу русского духа воплощённую непосредственно в товаре Павло-Посадской мануфактуры, особую роль русского народа и духовность.
Зрелище довольно печальное - вот это как раз и есть подлинная провинциальность очень многое говорящая о национальной самоидентификации в целом (отсутствует на уровне "посмотреть на себя в зеркало"), но я не об этом.

Я о дроблении стилей в самом начале XXI века.
Следующие факторы - развитие интернета - принципиально иные возможности обмена информацией, и объёмы и скорости.
Мода перестала "идти пешком по проводам" и "ехать на собаках". Исчезли причины, по которым стало адекватным закупать прошлогодние коллекции. Русские закупщики и тут отличились - я бы не поверила на слово, но три года жизни в Италии и итальянские магазины известных марок всё расставили по своим местам, русские байеры закупают не то, что итальянские бренды заказывают для себя, и не там - Италия для себя заказывает в Индии, россия в Китае.

Ещё один фактор - открытие нефтяных источников и иное осознание себя государств исламского мира. Их мода отличается от европейской по "техническим" - религиозным причинам, особенно для женщин, последние двадцать лет можно наблюдать принципиальное отмежёвывание и в люксовых линейках и в прет-а-порте.

Напоминаю - модная индустрия это доход. Не только владельцев самой марки, бренда или концерна, но города, региона, иногда ощутимое участие в ВВП страны. Кроме самой одежды это влияние на область туризма и экспорта сопутствующих товаров. Так что перераздел модного пирога в 2000х - это совсем не только "обмен модными картинками и пуговицами" - это перераздел оборота миллионов устойчивой валюты.

Именно поэтому я акцентирую тот момент - что россия мимо этого пирога "пролетает с зажмуренным клювом" оставаясь на правах исключительно потребителя согласного на прошлогодний и эконом сегмент.
Не то, чтобы мне "за державу обидно" - "яка держава, такой теракт", а за область немного всё ещё досадно.

Issey Miyake граница 1990х-2000х.
Issey Miyake граница 1990х-2000х.

Ещё одна из причин такого дробления стилей - это новость: "Хиросима была. И Нагасаки тоже. И вы не сможете этого забыть, как-бы вы не старались."
Эту "новость" с конца 1970х транслировали несколько сопротивляющейся Европе и миру в целом Реи Кавакубо и Йоджи Ямамото, отчасти Иссей Мияке. Реи Кавакубо в детстве вернулась в полностью разрушенный Токио, Иссей Мияке видел один из взрывов своими глазами с расстояния в несколько десятков километров - им точно было и есть, что сказать миру по этому поводу.

Одна из рекламных компаний "Comme Des Garson".
Одна из рекламных компаний "Comme Des Garson".

Двадцать лет Европа сопротивлялась, выражение "Хиросима-шик" после одного из первых показов было призвано показать уничижительное отношение к творчеству японских дизайнеров со стороны парижских критиков, но название прижилось как выживший после бомбёжки одуванчик на солнечной стороне - солнце греет, дождик мочит, радиация дело переходящее.

"Comme Des Garson" осень-зима 2000.
"Comme Des Garson" осень-зима 2000.

А в середине 1990х годов этот стиль стал нужен всем, как элемент цикла обмена веществ. Это продлилось в яркой фазе три-четыре года с 1996го по 1999й, но это не может уйти из кодировки мировой моды - например, модные последние три года пуховики и пальто-коконы оверсайз - пришли с течением той реки.

Yohji Yamamoto весна-лето 1999.
Yohji Yamamoto весна-лето 1999.

Это было кратко о предпосылках дробления модных стилей.

Высокая мода Европы внутри себя тоже раздробилась на не всегда заметные из россии подпотоки.

Столицей носимой моды стал Милан, протестной - Лондон, Мадрид тоже выработал свою нишу, по-крайней мере во многом перекрывающую потребность в качественной одежде внутри страны. Париж продолжает бороться за звание Столицы От Кутюр, с ним особо никто не спорит, но большинство парижских домов моды давно уже не принадлежат их создателям, а на границе 1990х и 2000х прошла волна унизительнейших увольнений и судебных запретов буквально на использование своего имени для уволенных модельеров.

Какова же картина в слайдах?

Главными "крейторами" от Парижа были назначены Джон Гальяно и Александр МакКуин.

Christian Dior by John Galliano Fall 2002
Christian Dior by John Galliano Fall 2002

Гальяно работал на свою марку и на модный дом "Dior", МакКуин на свой бренд и на "Givenchy".

Alexander Mcqueen 2001
Alexander Mcqueen 2001

Со всем известными последствиями - МакКуин покончил жизнь самоубийством в начале 2010го года, Джон Гальяно прошёл через череду скандалов и стал неким "переходным знаменем" в сегментах попроще за былые заслуги. Выражение "профессиональное выгорание" вошло в обиход несколько удивлённого населения больших городов европейской цивилизации только во второй половине 2010х - так вот, это было оно.

Martin Margiela  граница 1990х и 2000х.
Martin Margiela граница 1990х и 2000х.

Следующим эшелоном от "прогрессивной европы" шли ребята из Антверпенской Шестёрки и особняком стоящий бельгиец Мартин Марджела.
Ему удалось поработать аж в самом "Hermès" с 1997 года по 2003й. Я конечно считаю, что это были золотые годы бренда с точки зрения непосредственно креатива - архивы, производство и вливание "Гермес" на несколько вольную манеру Мартина Марджела - неподражаемо и неповторимо.

А вот потом начинается "брожение умов". И всё не в пользу Старого Света.

Обложка журнала "Fruits" границы 1990х-2000х.
Обложка журнала "Fruits" границы 1990х-2000х.

В Японии фотограф Shoichi Aoki выходит на улицу и начинает фотографировать простых подростков, которые решили показать друг другу и миру всё, что смогли найти в магазинах, в секондах, сделать своими руками и придумать. Вскоре на эти улицы будут приезжать кулхантеры из высоких домов Парижа и Лондона в поисках "новых идей". Несколько лет назад, к слову Шоичи Аоки прекратил выпуск журнала со словами, что "на улицах Токио не осталось по-настоящему оригинально одетых молодых людей".

Стильняшки Харадзюку в самом начале течения.
Стильняшки Харадзюку в самом начале течения.

Но за это время улицы Токио породили огромное количество стилей и подстилей, которые непрерывно влияют на моду в целом.

Хайдер Аккерманн - стиль марки, личный стиль и новый стиль для мужчин на одной фотографии.
Хайдер Аккерманн - стиль марки, личный стиль и новый стиль для мужчин на одной фотографии.

Невозможно для мира моды тактичный Хайдер Аккерманн - формально он наследует гранжу 1990х, находкам Кавакубо, Ямамото, Марджела и Рика Оуэнса. Не формально его марка стоит особняком от основных течений в моде.

Haider Ackermann fw 2002. Юбка с сложной, "штопанной" фактурой.
Haider Ackermann fw 2002. Юбка с сложной, "штопанной" фактурой.

Выражение "бомж-стайл" обретает новое звучание, когда в его интервью читаешь, что самую яркую модель одной из первых коллекций он скопировал с много раз заштопанных штанов бездомного.

Мумми Тролль отправляется в кругосветное путешествие.
Мумми Тролль отправляется в кругосветное путешествие.

С севера Европы совершенно неожиданно приходят скандинавы со своим прочтением стиля жизни, стиля в литературе, в одежде и в интерьерах. Их настроение ещё более неожиданно подхватывает Япония открывшая для себя "Мумми-Дален" Туве Янсон. Возникающие на этой волне стили очаровывают постепенно всех.

Путешествия для молодых и свободных.
Путешествия для молодых и свободных.

"Где-то в Европе" молодёжь не воспринявшая идеи ежесезонного обновления гардероба, необходимости носить стразы и глянец воссоздаёт по реальным домам и чердакам своих бабушек и дедушек стиль хипстер - отличное старое кресло, старый торшер, старый свитер, фотоаппарат и проигрыватель прекрасно работают - не надо ничего менять.

Плёнка и секонды - лучший друг тру хипстера.
Плёнка и секонды - лучший друг тру хипстера.

В россию этот стиль пришёл "обновлённым и улучшенным" через руки нового поколения веб-дизайнеров (вдуматься, стиль подразумевающий ручную работу и историческую аутентичность и веб-дизайнеры) и стилистов тогда ещё ажно с полугодовым образованием (потом цикл образования на "стилиста" в россии сократится до двух недель) - и почти десять лет выглядел довольно устрашающей пародией на копию от копии от копии.

Это фотоаппарат - он может быть плёночным.
Это фотоаппарат - он может быть плёночным.

Потом немного устаканилось. Интернет стал более богатым визуально, более доступные для молодёжи путешествия позволили привезти осколки первоисточника.

Мори Гёрл в естественной среде обитания.
Мори Гёрл в естественной среде обитания.

Конец 2000х подарил миру Мори Гёрл - лесную девочку из лесов "где-то между Японией и Скандинавией" и Пастельных Готов.

Пастельная готочка из Японии.
Пастельная готочка из Японии.

Пастельки наступали с двух сторон - Япония и мультики 1980х.

Пастельная готочка из Старого Света.
Пастельная готочка из Старого Света.

И ведьмочки Америки и Европы. Они конечно заслуживают отдельных статей.

Лолита в Японии. Фото границы 2000х и 2010х.
Лолита в Японии. Фото границы 2000х и 2010х.

А середина десятилетия уронила с размаху на модный мир стиль Лолита - как его поняли в Японии. В Азии вообще крайне интересное прочтение чужой культуры.

Готическая Лолита и её подружка - тоже конец 2000х-начало 2010х.
Готическая Лолита и её подружка - тоже конец 2000х-начало 2010х.

Тут конечно нужно говорить о культуре аниме и отдельном направлении - куклах BJD, но это точно в другой раз.

"Artka" коллекция примерно 2010-2012.
"Artka" коллекция примерно 2010-2012.

В 2005 году случилось эпохальное событие в мире моды и идеологии. Фирма "Artka" - китайские дизайнеры, возможно, с самого начала один дизайнер - Артка Ли разобрали европейские мотивы, колориты, стили и силуэты и сделали нечто совершенно своё, внезапно оказавшееся нужным модницам со всего мира.

"Artka" - где-то между Богемией и Китаем - а вам нравятся тенденции культурного обмена?
"Artka" - где-то между Богемией и Китаем - а вам нравятся тенденции культурного обмена?

Это был прорыв, значение которого не будет описывать истаивающий на глазах официальный западный глянец.
Эта марка - во-первых - впервые не Европа разобрала на составляющие ценности Азии, а наоборот.
Во-вторых - на её примере множество маленьких азиатских ателье поняли, что европейский рынок одежды доступен и для них тоже.

Девочка - постоянная модель самых первых журналов и альбомов "Fruits", на первых фотографиях ей пятнадцать лет.
Девочка - постоянная модель самых первых журналов и альбомов "Fruits", на первых фотографиях ей пятнадцать лет.

Это было довольно сжатое описание с точки зрения модной культуры всего мира "почему мир не будет прежним".

Район Токио Харадзюку начала 2000-х.
Район Токио Харадзюку начала 2000-х.

Продолжение, я думаю, следует.