В коллекции вологодского музея-заповедника хранится фаянсовая миска с крышкой, с высокими бортиками. Этот предмет имеет исключительную ценность: до настоящего времени таких изделий сохранилось мало, ведь фаянсовый завод, где была изготовлена миска, просуществовал всего десятилетие, сообщает группа ВК музея-заповедника.
Данный предмет принадлежал известному вологодскому живописцу и графику Владимиру Корбакову. В 2014 году был передан в дар вологодскому музею его вдовой Светланой Корбаковой.
На внешних стенках миски изображены два гравированных рисунка с видами Санкт-Петербурга, на внутренней поверхности по верхнему краю – бордюр из цветов и листьев, на дне – пейзаж с деревьями и избушкой. На основании клеймо: «Ф/ШИРОБОКОВА/ДЕПЕДРИ/БАРИСОВА/ВЪ ГОРОДИЩЂ».
По краю крышки широкий цветочный бордюр. Миска была произведена в России предположительно в период с 1844 по 1854 годы.
Фаянсовый завод Широбокова, Депедри и Борисова (по правилам орфографии того времени его фамилия писалась через «а») просуществовал не более 10 лет. Изделия этого завода не успели широко разойтись по стране, поэтому сегодня подобных изделий сохранилось очень немного. Фабрика была основана в селе Городище Вышневолоцкого уезда Тверской губернии в 1844 году и просуществовала по одним сведениям до 1854 года, по другим – всего до 1847 года.
Сведений о владельцах предприятия практически не сохранилось. Мы знаем лишь их имена, предусмотрительно включенные в маркировку изделий. Известно, что Широбоков был местным помещиком, на землях которого и размещалась фабрика, а Дипедри и Борисов, очевидно, были его компаньонами.
В специальной литературе и немногочисленных статистических обзорах мануфактурной промышленности Российской империи о фабрике сохранились весьма отрывочные сведения. Так, согласно данным, содержащимся в издании «Состояние мануфактурной промышленности Тверской губернии в 1845 году», в момент основания фабрики на ней работало сорок человек, имелось четыре горна и две муфельные печи.
Изделия сбывались частью в столицах, частью внутри губернии на многочисленных ярмарках.
Основной продукцией фабрики были изделия из тонкого фаянса. В качестве сырья на фабрике использовали местную глину, получившую из-за слегка желтоватого оттенка название бланжевой.
Украшали готовые изделия печатным рисунком: техника переводной печати на фаянсе была самым распространенным типом декора в фаянсовом производстве XIX столетия. К тому же такой способ декорирования был дёшев и давал великолепные художественные результаты. Излюбленными сюжетами мастеров фабрики были пейзажи Петербурга и его окрестностей.
На этой фаянсовой миске - гравюры с изображением Павловска, Дворцовой площади с Александровской колонной и Невского проспекта у Аничкова дворца (С литографии К.Беггрова по рисунку Тона и Шифляра)