1774 год. Закончена русско-турецкая война. Отныне Крымское ханство больше не принадлежит Османской империи. Де-юре оно обрело независимость, но фактически зависело от России — в Крым вошли русские войска. Чтобы защищать свои южные границы, нужен был надёжный флот на Черном море. Место для военно-морской базы выбирал Александр Суворов. Изучив окрестности, генерал-поручик решил — удобнее места, чем Ахтиарская бухта, не сыскать на всем Черном море.
В 1782 году фрегаты «Храбрый» и «Осторожный» отправились на разведку. Корабли встали в Ахтиарской бухте на зимовку. Моряки тщательно измеряли глубины, описывали водное пространство и составляли карту. Исследования прошли отлично: уже весной 1783 года к полуострову стали подтягиваться суда Азовской и Днепровской флотилий. Командовать южными морскими силами назначили контр-адмирала Фому Фомича Мекензи.
Летом этого же года на берегу бухты выросли первые строения — часовня, пристань, кузница и дом командующего. Так зарождалась крепость Ахтиар — под этим названием она значилась, до официального царского указа об основании города и порта на Чёрном море. В феврале 1784 года Екатерина II поставила под документом свою подпись. Назвать повелела — Севастополь, что в переводе с греческого означает «город, достойный поклонения», «императорский город».
Город строился активно, и Екатерина II во время своего визита в новые владения осталась довольна главной базой Черноморского флота. С ней путешествовали иностранные послы и министры — их темп развития нового российского города удивил.
К началу XIX века у Севастополя появилась примерная планировка. Военные объекты разместили у бухт — казармы, госпиталь, мастерские, пороховые склады и арсенал. Гражданские здания обосновались между Южной и Артиллерийской бухтами. С холмистым ландшафтом города приходилось считаться.
Для Севастополя многое сделали командующие Черноморским флотом Федор Ушаков и Михаил Лазарев. Адмиралы не только заботились о достатке войск, но и старались украсить внешний облик город. Так, при Лазареве построили Морскую библиотеку и снесли «хребет беззакония» - заметный холм в центре города, на котором самовольно возводили неказистые хижины. В 1852 году в Севастополе было уже больше сорока улиц и почти три тысячи домов.
Но процветающий город уничтожила Крымская война. Севастополь бомбили несколько месяцев, и от новых зданий остались лишь руины.