У него такое "больное" сердце. Он как сломанный кувшин. Клоун, разочарованный клоун - да, перефразируя и меняя припев популярной песни, можно удачно охарактеризовать персонажа Артура Флека. Он заставляет людей смеяться, но он не смеется каждый день. Это как опухоль на здоровой ткани общества Готэма.
Никаких перспектив. Без единого грамма счастья в жизни. Этот персонаж болен внутренне и внешне. И этот фильм тоже. Тяжелый, темный, пронзительный, даже бездушный. Очень отличается от предыдущих историй с комическим происхождением DC. Именно поэтому «Джокер» получил Золотого льва на Венецианском фестивале?
Я боялась этого фильма. Я боялась идти в кино на утренний сеанс. Даже не потому, что многие мнения западных критиков (то, что происходило с отзывами рецензентов в «Rotten Tomatoes», просто шокировало) обвиняли постановку, снятую Тоддом Филлипсом, в том, что это группа сцен, прославляющих насилие. Я запаниковала, что депрессивная атмосфера задушит меня, как осенний туман, висящий снаружи. И это почти случилось ...
Уже первая сцена, показывающая картину Артура в зеркале, ознаменовала одну вещь - это будет оригинальная авторская история с феноменальной ролью Хоакина Феникса. И когда на большом экране большой желтый шрифт «атаковал» меня надписью «Джокер» я просто ждала отсылок к фильмам, произведенных Мартином Скорсезе (сам мастер, как сообщается, где-то смотрел всю картину), а именно к «Королю комедии» и «Таксисту».
И действительно. Есть кадры, снятые живьем из вышеперечисленных постановок, но показанные в нужных местах и с уважением. И главный антигерой с его проблемами практически идентичен Руперту Папкину и Трэйвису Бикл. Мало того, что на заднем плане Роберт Де Ниро повторяет роль упомянутого «Короля комедии» - хотя его Мюррей Франклин уже является Папкином, добившийся успеха.
«Джокер» - это не черная комедия или детектив. Да. В нем иногда проблескивают признаки этих жанров, но по большей части это остается... психологической, удручающей драмой.
!Уважаемые любители выступлений из конюшни Marvel! - вы должны знать об этом. Здесь вы не найдете красочную, эффектную историю приключений парней в латексных колготках, борющихся с космическим злом. Вы не найдете медленное движение Снайдера или гротеск Бертона. Вместо этого вы увидите происхождение Принца Преступления Готэм-сити, который находится ближе всего к атмосфере Нолана.
Вы помните Джокера, изображенного великим Джеком Николсоном, который распространял ужас на улицах с беспорядочным поведением и изуродованным лицом? Он был еще одним противником Бэтмена. Антагонист на пути героя в маске. В колоде известного фильма «Джокер» также есть анимационный фильм с потрясающим голосом Марка Хэмилла и тот, которого сыграл покойный Хит Леджер. Но они все еще были не очень глубокими персонажами, с едва прозрачным прошлым и умеренно набросанными мотивами.
Пока не пришел Артур Флек. Парень неудачник, который не падал ни в один кислотный котёл. И который вдруг не начал грабить банки здесь и сейчас. До того, как он был преобразован, он был пойманной в ловушку крысой, человеческим отходом, где-то на грани экзистенциального разрыва, в обществе, которое превратилось в очень антипатическое расстройство.
Артур ухаживает за своей больной матерью. Она и его мечта, рожденная в его голове - быть шоуменом, пленяющим толпы и появляющимся на телевидении рядом с идолом, - заставляют Артура жить. И в свою очередь нас - зрителей - держит на экране Хоакин Феникс. Камера, которая следит за ним все время, частые крупные планы на его лице, руках, ногах - это вызывает некоторый дискомфорт. Потому что Феникс - это тот самый шутник, которого мы так долго ждали!
Это роль, достойная Оскара, Золотого Глобуса и сотен других действующих наград. Здесь, в своем лучшем детальном творении в своей карьере (и большинство из них - жемчужины), он играет с худощавым телом (вы можете увидеть жертву - нехватка многих килограммов), с каждым жестом, выражением лица, гримасой. Поочередно мы видим сожаление на его лице, ярость и гнев, а также неконтролируемые вспышки шизофренического смеха, когда он встречается со своими демонами.
Мы почти падаем вместе с ним в глубины безумия и отчаяния. Это не злодей, которого мы прежде всего должны бояться. Это скорее жертва, к которой мы стремимся. Феникс не только Джокер. Он заполняет собой весь фильм. И хотя он иногда находится на грани между напряжением и шутками, он в конечном итоге касается экрана и взрывает его, и его Артур неожиданно становится символом и защитником расколотого мира (мрачная шутка, верно?).
Если вы смотрите «Джокера» и анализируете сам сценарий, то тут и там что-то грызет. Едва очерченный фон не позволяет социальным комментариям звучать еще громче . Персонажи на заднем плане - хоть и хорошо сыграны - но плохо написаны. Ну, несколько раз Тодд Филлипс слишком много хочет объяснить обычному зрителю (он не глуп) трансформации Флека.
Но я не возражаю против недостатков этого исследования об одиночестве и безумии. Потому что этот фильм - все еще новое качество и направление в подходе к комической вселенной DC. Работа, далекая от блокбастеров, в которой могут быть вплетены ссылки на «Бэтмена», слишком заметна и замедляет темп, но в итоге приносит удовлетворение.
С плотной атмосферой, которая ломает кости. С «грязными» фотографиями Лоуренса и Шера, которые показывают отвисший мир красочных клоунов, контрастирующих с богатыми костюмами. С мощной главной ролью. Под музыку Хильдура Гуднадоттира («Чернобыль»), от которого появляется груз на спине. И с удивительным направлением Филипса, ранее связанного с комедией «Мальчишник в Вегасе», который знает, как создать напряженность и драматизм момента - спасибо продюсерам, что вы ему доверились.
Я не знаю, судила бы я фильм хуже, если бы заглавный герой был заменен совершенно случайным, неизвестным. Я знаю, что прошло много времени с тех пор, как я вышла с кинотеатра с тысячью мыслей об окружающем мире. Мире, где правят деньги и стремление к успеху. Где человек, как товар, где богатые люди и политики равнодушно относятся к судьбе бедняков. Нужен ли нам настоящий Джокер, чтобы исцелить этот мир?