Мы живем в обществе и общественное бытие формирует у нас общественное сознание, которое изменяется в соответствии с ссовокупностью коллективных представлений, присущих определённой эпохе(марксизм рулит) . Аналогично с ним у нас формируется и религиозное сознание на основе представлений и верований, отличающихся от других форм общественного сознания тем, что в систему «человек-общество» включается дополнительное образование - сверхъестественный мир, доступ к которому открывается нам после смерти. К концу жизни мы получаем опыт общественного и религиозного сознания с которым и уходим из этой жизни. Даже на вербальном уровне мы часто подразумеваем жизнь после смерти, ведь уходим из этой жизни..., что наверно означает уходим в другую. Вот только есть странность. Мы знаем в соответствии с общественным сознанием правила поведения в обществе, но не знаем правила поведения соответствующие религиозному сознанию, а только представляем, что нас ждет. Как вести себя когда мы умрем и попадём в сверхъестественный мир. Куда лететь или двигаться, кого ждать, что делать и как. Я знаю только два источника(книги мёртвых), где подробно описано, что ждёт и как поступать. В православии известно, что три дня душа находится недалеко от тела, потом её ждут мытарства, а потом за ней придут ангелы и отведут куда надо. Как с ЗК - надзиратели придут и отведут куда положено, а мы можем только выполнять требуемое. На этом у православных свобода закончилась. В других мистических сценариях, вообще не понятно куда идти после смерти нашему сознанию. Насколько я понимаю любые религиозные представления основываются на свободе воли. Если мы не свободны в своих действиях, то чего с нас спрашивать? Пусть за нас отвечает тот, кто нас принудил к неправильным поступкам. Если перенести свободу воли на посмертую деятельность, то мы или свободны идти куда хотим по своей воле, или наши посмертных действия регламентированы. Но в последнем случае, как узнать где правила поведения в загробном мире. Вот тут и возникает неопределённость поведения "там" и получается, что если есть свобода воли души(духа) после смерти, то это свидетельствует в пользу прижизненных личных представлений о посмертии. Если сверхъестественный мир есть, то кто мы в нем? Лишённые воли марионетки или свободные личности существующие по вынесенным из жизни правилами.