Найти в Дзене
Журнал МУЗилка

Русский панк XXI века

Оглавление

Есть ли панк в современной России и какой он? Для многих меломанов это почти риторический вопрос. Речь идет не о наличии или отсутствии панка как явления или музыкального жанра, а о том, как он звучит. В этой статье я хотел бы познакомить читателя с несколькими современными действующими артистами, чья музыка в той или иной степени является продолжением и адаптацией панк-традиции.

О панке, особенностях его развития и течениях можно долго спорить и рассуждать. В двух номерах журнала «Роккор» за 2017 год выходила моя статья «Это не кризис, это панк рок», в которой истоки и особенности панк-культуры рассматривались с социально-культурной и исторической точки зрения. Возможно, когда-нибудь я воспроизведу её тезисы на своём канале. Но сегодня речь о другом. Тема статьи предполагает, что разговор об этом явлении на отечественной сцене мы начинаем, что называется, «с конца», поэтому прежде, чем перейти к персоналиям, стоит уделить некоторое внимание контексту и теоретическим моментам.

Превратности развития панк-культуры в России и мире

Часто, когда речь заходит о творчестве той или иной группы в контексте панка, обязательно находится кто-нибудь, кто закричит, что это не панк. Подобная реакция – следствие разности в понимании данного явления и в однобокости трактовки понятия панк. Представление о нём сводят к «протестной составляющей» и тезису «Worse is Better”, что характерно для «генетического» иконного панка, рожденного в англо-американской культуре 70-х гг. За десятилетия своей истории панк как музыкальное и как социальное явление закономерно шел по пути модернизации, популяризировался, расслоился и гибридизировался с другими жанрами. Вместе с историческими и культурными переменами поводы для протеста и его формы менялись. Многие представители жанра стали гнаться за «фирмовым» модным звуком, соответственно, «изначальные основы» претерпели существенные изменения. С легкой руки американской группы «The Offspring» в Калифорнии оформились очертания так называемого «поп-панка», который получил большую популярность, изменив границы понимания термина «панк» и расколов сторонников направления. Представители «олдскула» не приняли «прилизанных калифорнийских клоунов» за своих, однако концепт прочно закрепился в культуре и нашел своих последователей, в том числе, и в России.

Говоря о русской музыке, я не перестаю повторять, что у нас всё не так, как на Западе. Бытует мнение о том, что русский панк - это вообще нечто особенное, самобытное. Различные образы русского панка в умах меломанов зачастую связаны с группами «Гражданская оборона», «Сектор Газа» и «Король и Шут». Хоя и Летова поочередно называют чуть ли не «главными панками страны». Однако, сами исполнители всячески открещивались не только от термина «панк», но и вообще от принадлежности к культуре русского рока, что я уже отмечал в статьях, посвященных данным исполнителям.

«Магистральная линия» русского панка берет своё начало от пионеров перестроечной эпохи, когда наиболее известны стали команды «Автоматические удовлетворители» и «Объект насмешек» и продолжается панк-мейнстримом, близким к «нашерадийной тусовке» русского рока. Речь о таких коллективах как «Тараканы», «Бригадный подряд», «Наив» и др. Эти группы в статусе ветеранов продолжают работать до сих пор, и формально их можно отнести к «русскому панку XXI века, однако подробно мы о них говорить не будем. C ними и так всё более менее понятно.

Ныне рок-культура находится не в фаворе и переживает не лучшие времена. В этих условиях ряд исполнителей продолжает неоднозначный путь адаптации элементов панк-рока в российской музыкальной культуре. Другие уходят в относительный или абсолютный андеграунд, где русский панк всегда существовал в различных формах и отличался от того, что делали группы, вышедшие «из подполья».

Вывод из всего этого длинного пассажа можно сделать следующий: «панк» как музыка и как культурная традиция очень вариативен, некоторые её составляющие видоизменились. Например, стереотип о панковском образе жизни, в котором присутствуют «пьянки, гулянки, запрещенные вещества», уже давно развенчан. Многие современные панк-исполнители не только ведут, но и активно пропагандируют здоровый образ жизни, эта тенденция явно проявилась как раз в начале нового века, в нулевых, в том числе и у нас в России.

Представители русского панка XXI века.

Итак, пришло время познакомиться с некоторыми артистами, к чьему творчеству сегодня применяется термин «панк» и кто сам полностью или отчасти определяет свою музыку этим жанровым понятием. Всех я, естественно не назову, да и не знаю, но постарался собрать 5 достаточно разноплановых групп для иллюстрации облика российского панка в наши дни.

«Порнофильмы»

-2

Для тех, кто слушает панк и следит за современными его проявлениями, эта группа в представлении точно не нуждается. Именно за ними сегодня закрепилось негласное звание главной панк-группы страны, и оно, точно, не случайно. Коллектив, рожденный в 2009 году, можно смело назвать характерной панк-группой нового образца.

В их лице мы видим одновременно и продолжателей, и модернизаторов традиции «мейнстримового русского панка». В привычной для панка протестности группе не отказать, в текстах чувствуется явная «критическая направленность».

Нередко ребята поют на политические темы, иногда их тексты имеют «лозунговый» характер. Они выражают свой посыл открыто, грубо и в лоб, присутствуют в их лирике и подтексты, образы, иносказания и «вторые смыслы».

Очень показательным в этом плане получился их свежий альбом «Это пройдет», рецензия на который выходила на канале.

В их музыке чувствуется и генетическая связь с русским роком, и в то же время творческая «самость» и собственный подход к музыке. Музыканты делают то, что они хотят и считают нужным, что органично для их идентичности, не оглядываясь ни на кого. Это важнейшая черта «панковского мировоззрения» на современном этапе, в эпоху, когда «приспособленчество» и «ориентация на публику» для большинства артистов разных ниш стала нормой жизни. Неблагозвучное и провокационное название группы также демонстрирует отношение к панку.

Лидер группы Володя Котляров отмечал, что название не стоит понимать буквально и выражал негативное отношение участников к видеоконтенту определенного содержания. Музыканты окрестили себя «от противного», показав тем самым изнанку, нелицеприятную сторону общества. Даже в названии и в концептуальном подходе присутствует протес, который так ценится в панк-сообществе.

Порт 812

-3

Раз уж я упомянул о поп-панке, придется немного нарушить заявленные в статье хронологические рамки и обратиться к рубежу двух десятилетий, когда обрела современные очертания группа, считающаяся одной из главных и самых известных представителей этого жанра в России. Группа появилась в 1999 году в Санкт-Петербурге. Несложно догадаться, что название коллектива незамысловато намекает на его родину. Жанровая специфика группы порождает ещё одну очевидную ассоциацию, соединяют родину музыкантов с музыкальной традицией зарубежной музыки. Ведь те же самые цифры, только в другой последовательности используются в названии одних из лидеров жанра — калифорнийской команды Blink 182, которые обрели широкую международную популярность как раз в тот момент, когда музыканты из Петербурга делали первые шаги. В начале нулевых Россию захлестнула волна поп-панка, и «русских блинкеров» можно было встретить в каждом российском гараже, переоборудованном под репетиционную базу. Большинство из них были подростками, эта музыка «волновала умы» подрастающего поколения, но для многих так и осталась увлечением юности. Команда «Порт 812» стала одной из немногих, близких к эстетике поп-панка, кому удалось получить относительно широкую известность, вывести эту музыку на большую сцену и продемонстрировать интеграцию и адаптацию «калифорнийского вируса» в российской музыкальной культуре.

Группа, по их же собственному признанию, играет «жизнерадостную музыку». В текстах песен, в особенности на начальном этапе, поднимались личные темы, ребята пели о чувствах и взаимоотношениях, не без «интимного подтекста», что вполне характерно для музыки поп-панка как в России, так и за рубежом. За 20 лет существования коллектив окреп и содержательно, и музыкально.

Поп-панк -это та музыка, из которой «вырастаешь», что музыканты и продемонстрировали, со временем преобразив выбранную эстетическую линию своего творчества. В альбоме «Абсолютно всех» образца 2016 года и в более поздних работах перед нами предстает «повзрослевший поп-панк».

Группа успешно продолжает свою творческую деятельность, в 2017 выпустили альбом "Королевы" и Хулиганы с ярким заглавным хитов в лучших традициях "русского панка".

К новому 2020 году музыканты сделали слушателям «Подарок». Именно так называется их самый свежий на данный момент альбом, вышедший 9 января текущего года.

«Кис-Кис»

-4

Из начала рассматриваемой эпохи переносимся в наши дни и встречаем ещё одно воплощение того явления, о котором речь шла выше. Пару лет назад на весь «ютуб» прогремели две девчонки, показав миру поп-панк и в прямом, и в переносном смысле. Группа называется «Кис-Кис». Это, пожалуй, самый противоречивый проект из всего, что я слышал в последние годы и что навело на мысль хоть о какой-то причастности к рок-культуре.

Я услышал элементы знакомой эстетики панка, воплощенной в современных реалиях. Это примитивная музыка, поднимающая актуальные и близкие нынешней молодежи темы с изрядным количеством мата и темами "ниже пояса". По крайней мере, таким был первый альбом девчонок с характерным и многое объясняющим названием «Юность в стиле панк».

Несмотря на формальную принадлежность к одному направлению, то что делают «Порт 812» и «Кис-Кис» – не одно и то же. Причина проста – между этими явлениями прошло 20 лет со всеми вытекающими отсюда последствиями. Свою роль сыграли эпоха и возраст, а в данном случае ещё и пол музыкантов.

Подробнее о группе я писал примерно год назад на своём сайте: Группа «Кис-Кис». Новый русский панк, или девочки, которые «бомбанули»

«Пионерлагерь Пыльная Радуга»

Один из самых любопытных коллективов русского панка 2010 годов среди тех, что мне попадались, ярко демонстрирует размытость границ между мейнстримом и андеграундом в современную эпоху. На первый взгляд, ребята играют «не массовую музыку, и их можно рассматривать в контексте русского панк-андеграунда, но при этом коллектив достаточно известен. Семен Чайка, пригласив ребят в программу «Живые» на своё радио, отметил наличие у группы солидной фан-базы и факт «постоянной ротации» у него на радиостанции. Коллектив появился в Твери в 2010 году. В официальном сообществе музыкантов ВКонтакте обозначено, что это «одна из последних действующих российских групп», играющих в жанре гранж, панк, альтернатива.

По современным меркам все три явления относятся к рок-мейнстриму. Умело лавируя и умеренно «экспериментируя» в рамках данной эстетики, команда делает достаточно характерную, но при этом своеобразную музыку. Многие слушатели сводят творчество группы к «русификации кобейновской традиции», и этого у музыкантов, действительно, не отнять. Однако называть их русской «Нирваной» будет грубо и некорректно, хотя бы потому, что русской «Нирваны» не может существовать по определению. В творчестве группы «Пионерлагерь Пыльная Радуга» чувствуется исконная «русская провинциальность», дух «грязного гаража», как называл выбранную эстетику лидер группы Алексей Румянцев.

Этот самый дух, возможно, и побуждает воспринимать творчество группы как «немассовое», духовно близкое к андеграунду. На просторах интернета мне попадалось и ещё одно интересное определение творчества группы, также приписываемое Румянцеву: «тяжелая эстрадная музыка». Понимать это можно по-разному, но некоторые популяризаторские тенденции в творчестве группы очевидно просматриваются.

Своим творческим обликом группа достаточно явно намекает на обращение к советской музыкальной традиции, что отражено уже в названии коллектива. Музыканты уважительно относятся к эстрадному наследию и неоднократно перепевали советские хиты, органично адаптируя их под своей музыкальный почерк.

Лидер группы Алексей Румянцев часто предстает перед слушателями сольно, с акустикой, что сближает его с форматом бард-рока, а он достаточно хорошо прижился в русском рок-андеграунде.

Команда появилась в 2010 году и воплотила в своем творчестве «музыкальные образы» предыдущих эпох, создав достаточно интересный, органичный и самобытный «коктейль», который в наши дни кажется необычным, но в то же время вполне закономерно находит своего слушателя.

«Действуй»

-5

Молодой и бодрый проект из города Перми. На эту группу я наткнулся случайно на ю-тубе, и именно они и натолкнули меня на мысль написать обзорную статью о русском панке. Эти ребята – яркие представители нового поколения, группа существует с 2016 года.

В их творчестве явно слышится «преемственность музыкальных эпох». За ёмким, бойким, мотивирующим названием скрывается достаточно добротная энергичная и резвая музыка, продолжающая традиции русского альтернативного рока и панка.

По выражению самих музыкантов, главной темой их творчества является «всё, что происходит вокруг». Группа стремится нам сказать о «чем-то важном для каждого». Такая позиция очень привлекает. В музыке коллектива умело сочетаются драйв и лиризм, а в текстах находится место и критике, и «вечным темам», и жизненной философии.

«Punk not dead», – с этим лозунгом много лет живут ценители дерзкой панковской музыки и представители данной субкультуры. Образы прошлого становятся историей, новый век меняет систему координат, и всё чаще мы слышим разговоры о смерти панка. Бросив беглый взгляд на артистов, которые творят в современной России, хочется сказать, что панк не мертв. Он существует и молодеет, хоть и меняется и становится другим, обретая новые формы и проявления. Дух, определяющий специфику этой музыки, по-прежнему ощутим и заключен в разные оболочки. А как к этому относиться, слушать или не слушать – пусть каждый решает сам, помня, что все жанровые определения всегда условны, особенно в современном мире.

В данной статье умышленно были выбраны некоторые спорные и неоднозначные представители, не случайно в публикации присутствует обширная теоретическая часть. Поэтому, убедительная просьба не писать в комментариях пассажи в стиле "Это не панк" в отношении тех или иных упомянутых исполнителей. Обоснованные и аргументированные замечания и пожелания принимаются!

Материал не содержит исчерпывающей информации и не претендует на истину высшей инстанции.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошую музыку и помните, что нет более субъективной сферы, чем музыковедение.