Найти тему
Олеся  Орленко

Биржи возобновили гонку к вершине

Благодаря разработке специальных программ поддержки стоимостью в миллиарды долларов, в апреле ситуация на финансовых рынках несколько улучшилась. А между тем количество жертв коронавируса, а также лиц, потерявших работу, продолжает расти.
Брюно Одан

После мартовского обвала в конце апреля биржи резко отскочили вверх: +15%, самый резкий рост за последние 80 лет. В США график индекса Доу Джонс взлетает параллельно с графиками роста безработицы и умерших от коронавируса. Мир стоит на пороге небывалой рецессии, людям не хватает еды и масок, а правительства выкачивают триллионы в финансовые спекуляции. Интересы финансовой олигархии вошли в очевидное противоречие с интересами большинства жителей планеты.

Существует ли альтернатива построенной на алчности и цинизме системе? Куда в первую очередь должны направляться эти колоссальные инвестиции?

Парадокс становится всё более очевидным. Вот уже целый месяц с полей сражений с экономическим кризисом, сопровождающим эпидемию коронавируса, приходят угрожающие вести. Эксперты прогнозируют беспрецедентную рецессию, более серьёзную, чем в 1930-х годах. В США, где сошлись эпицентры двух кризисов, фиксируются очень тревожные показатели. И в это самое время биржевые графики Уолл-Стрит пошли вверх. В конце апреля они продемонстрировали небывалый рост, совершив самый впечатляющий скачок за последние 80 лет (+15 %), и такая ситуация сохранялась на протяжении двух недель. Индекс Доу Джонс, достигнув уровня в 24 000 пунктов и закрепившись на нём, частично компенсировал внушительное падение, зарегистрированное в конце марта, когда он потерял почти треть своего значения. В то же время в США жертвами пандемии уже стали не менее 80 000 человек, а количество безработных превысило 30 миллионов. Видимо, всё-таки «неладно что-то в датском государстве».

Американский экономист Лора Спринг сопоставила графики роста количества умерших, числа безработных и кривую изменений индекса Доу Джонса. «Тенденция поразительна, - говорит она в широко распространившемся в сети видеоролике, излагая полученные результаты. - Можно подумать, что индекс Доу Джонса растёт параллельно с увеличением количества умерших и безработных».

Читайте больше:
От грядущего кризиса больше всех пострадают клиенты частных пенсионных фондов.
https://humanite-russie.ru/2020/01/29/ot-gryaduschego-krizisa-bolshe-vseh-postradayut-klienty-chastnyh-pensionnyh-fondov/

Аналогичные явления, только в меньших масштабах, чем на Уолл-стрит, наблюдается во всём финансовом мире. В Париже индекс CAC 40 продемонстрировал внушительный рост, отыграв назад почти треть своего снижения, зафиксированного в начале марта.

Кто же он, этот таинственный гуру, опекающий игроков на биржевых рынках? Никакого волшебства здесь нет. Объяснение следует искать в совершенно конкретных потоках многомиллиардных бесплатных кредитов, выдаваемых центральными банками, и в правительственных планах, направленных на стимулирование активности. Такая шоковая терапия для капитала помогла вывести из кризисного состояния акции и ценные бумаги, котирующиеся на бирже. Сохранение их стоимости было приоритетной задачей массовых валютных интервенций и прочих «залпов из реактивного оружия», как выразился министр финансов ФРГ Олаф Шольц. «Сейчас не время беречь средства любой ценой», - согласился с ним его французский коллега Брюно Ле Мэр.

Федеральная резервная система США приступила к реализации планов по покупке казначейских векселей и акций отдельных компаний, выделив для этого на первом этапе многомиллиардные суммы в долларах. В дальнейшем такие операции, похоже, примут «неограниченный» характер. Фактически это даёт биржевым трейдерам гарантии того, что, независимо от ситуации на рынке, покупатель всегда найдётся. «Проигравших не будет»,- дал понять Европейский центральный банк (ЕЦБ), представив план действий на сумму 750 миллиардов евро и новую программу экстренных закупок в период пандемии.

Таким образом, биржи превратились в своего рода арены для состязаний, на которых игроки, по крайней мере самые крупные, гарантированно выигрывают при любых обстоятельствах. Это касается таких гигантских кредитно-финансовых учреждений, как Goldman Sachs в США, крупнейших промышленных холдингов, например, Daimler в ФРГ, или транснациональных корпораций, владеющих брендами класса люкс, таких как Louis Vuitton во Франции. Они получат доступ к наличным средствам по нулевым ставкам – их предоставят центральные банки. А значит, смогут не только обеспечивать себя финансами, но спекулировать и взаимодействовать со своими возможными конкурентами при проведении операций, которые, кстати, сильно скажутся на занятости и грозят только осложнить и без того непростую ситуацию с безработицей.

Читайте больше:
Модель, которую США упорно культивировали на протяжении десятилетий, стремясь навязать её всему миру – если надо, силой – сегодня стала фактором, усугубляющим ситуацию. В стране, где на здравоохранение на душу населения тратится больше всего денег, медицинские услуги остаются недоступными для миллионов людей.
https://humanite-russie.ru/2020/04/02/ssha-v-epitsentre-sanitarnogo-i-finansovogo-krizisa/

Груз операций для спасения капитала «во что бы то ни стало» будет возложен на работников и простых граждан. Это произойдёт либо очень скоро, если речь зайдёт о реструктуризации предприятия, либо чуть позже, когда необходимо будет погасить кредиты или другие «обязательства», массово оформляемые государствами на... финансовых рынках.

Чтобы справиться с эпидемическим и экономическим кризисами, необходимы значительные ресурсы. Разумеется, власти США и европейских государств хорошо это понимают. Но при этом они делают всё, чтобы дать обширные полномочия и чековые книжки представителям капитала, как это уже было во время кризиса 2008 года.

А между тем глобальная санитарная угроза, с которой столкнулось человечество, требует совершенно иного подхода. Конечно, необходимо тратить огромные средства, но направлять их следует на здравоохранение и поддержание общего благополучия, на выживание вида в целом. Кризис неожиданно создал предпосылки для формирования денежной массы, которую можно вкладывать в финансирование экономических систем и государств. Эта схема, которую ещё совсем недавно считалась чуть ли не ересью, теперь становится неоспоримым эталоном. Вопрос только в том, для чего и как её следует реализовывать? Стимулировать активность финансовых рынков и их опасную игру на повышение, или инвестировать в здравоохранение и общее благо, в которых так нуждается человечество?

Любые инвестиции интересны бирже лишь с точки зрения их скорейшего возврата в виде прибылей. Забота об интересах большинства – понятие ей совершенно чуждое, если не сказать враждебное. А значит, не стоит доверять бирже инвестиции, направленные на благо людей. Особенно это актуально в условиях чрезвычайной ситуации, когда нужно объединять усилия в глобальном масштабе и вместе бороться с пандемией, не оставляя при этом без внимания такие насущные проблемы, как изменение климата, сохранение занятости и развитие человечества. Денежная эмиссия может проложить путь к освобождению от финансового контроля со стороны биржи. Пожалуй, самая неожиданная ситуация сложилась в Великобритании, возглавляемой завзятым либералом Борисом Джонсоном. Эта страна, по сути, невольно провела эксперимент, когда прибегла к частичному прямому финансированию от Банка Англии, видимо, не найдя желающих приобрести ценные бумаги Британского казначейства. Таким образом, государство, находящееся по ту сторону Ла-Манша, напрямую воспользовалось финансовой поддержкой, а взамен оно ослабит долговую нагрузку на британского налогоплательщика.

В Лондоне уверяют, что это лишь «временная мера», но понятно, что полученные на хороших условиях средства будут направлены на продолжение государственной политики, которая на руку представителям капитала. Однако сегодня было преодолено своеобразное табу, и очень скоро может сложиться новый тип финансирования государственных расходов, подкреплённый денежной эмиссией ЕЦБ. Некоторые экономисты (члены ФКП) уже давно говорили о таком варианте, упоминая о необходимости учитывать новые критерии отбора при выдаче кредитов и осуществлять демократический контроль, чтобы вложения, необходимые для финансирования государственных служб и обеспечения общего блага, использовались строго по назначению.