Найти тему
Румата

Разговор со смертью.

Приветствую тебя мой читатель.

Сегодня я хочу на примере двух произведений искусства (фильма и поэмы) рассмотреть разницу между восприятием смерти, западной буржуазной и Русской Социалистической культурами.

Это и другие изображения взяты на ресурсе Яндекс.картинки
Это и другие изображения взяты на ресурсе Яндекс.картинки

Как пример из западной культуры возьмем, безусловно очень сильный и талантливо снятый фильм "Малышка на миллион". Если кто-то не видел его, то рекомендую, перед прочтением, ознакомиться, ибо будут спойлеры. Синема повествует нам о тяжелом пути обычной американской девушки из семьи т.н "белого мусора" к вершинам спортивной карьеры. На этом пути героиню ждало множество трудностей, с которыми она, каждый раз, блестяще справлялась. Однако кульминационным моментом всего фильма является бой, на котором, из-за подлости соперницы протагонистки, она ломает себе позвоночник.

Это и другие изображения взяты на ресурсе Яндекс.картинки
Это и другие изображения взяты на ресурсе Яндекс.картинки

То что мы видим в дальнейшем является, как мне кажется, метафорой всего положения современного Западного Человека. Оказавшаяся в такой катастрофической ситуации девушка и ее наставник (блестяще сыгранный Клинтом Иствудом) вначале обращаются к медицине (которая, как мне представляется, является аллюзией на науку и научное мировоззрение вообще). Медицина бессильна и может, в лучшем случае, напичкать героиню обезболивающими и медленно ампутировать ей конечность за конечностью, на которых образуются пролежни.

Это и другие изображения взяты на ресурсе Яндекс.картинки
Это и другие изображения взяты на ресурсе Яндекс.картинки

Далее герои идут за помощью в церковь (а именно герой Клинта Иствуда). Что же дает церковь? Буквально ничего...пришедший за духовным советом Наставник получает невразумительные советы, и пиком немощности священнослужителя является то, что он берет и....просто уходит, оставляя прихожанина наедине со своими мыслями и проблемами.

Это и другие изображения взяты на ресурсе Яндекс.картинки
Это и другие изображения взяты на ресурсе Яндекс.картинки

Так мы видим отчужденность современного человека (как попавшего в ужасную беду, так и просто живущего обычной жизнью) и от науки, которая не дает ответов на вопросы , не может ПОМОЧЬ, а может только лишь облегчить страдания. И от религии, которая низвела себя до ритуальной функции и забыла о том, что призвана дарить людским сердцам НАДЕЖДУ и ВЕРУ. Служить негасимым маяком для человеческой души в бурном океане людских невзгод.

В итоге и протагонистка и ее Наставник, остаются наедине со....смертью. Смерть как бы смотрит на них и говорит "Сдавайтесь, вот есть я а больше нет никого, никто вам не поможет, все оставили вас, и есть только я". И герои сдаются, совершая акт эвтаназии , т.е сознательной капитуляции перед смертью. И в этой капитуляции видна вся слабость современного западного общества, общества слабого и внутренне разваленного.

Это и другие изображения взяты на ресурсе Яндекс.картинки
Это и другие изображения взяты на ресурсе Яндекс.картинки

Как пример другого отношения к смерти и СО смертью, я хочу привести поэму "Василий Теркин", а конкретно его разговор с смертью.

Это и другие изображения взяты на ресурсе Яндекс.картинки
Это и другие изображения взяты на ресурсе Яндекс.картинки

"Дрогнул Теркин, замерзая
На постели снеговой.

— Так пошла ты прочь, Косая,
Я солдат еще живой.

Буду плакать, выть от боли,
Гибнуть в поле без следа,
Но тебе по доброй воле
Я не сдамся никогда.

— Погоди. Резон почище
Я найду,— подашь мне знак...

— Стой! Идут за мною. Ищут.
Из санбата.
— Где, чудак?
— Вон, по стежке занесенной...

Смерть хохочет во весь рот:
— Из команды похоронной.
— Все равно: живой народ."

Как мы видим, несмотря на то что Теркин находиться при смерти и вокруг нет ни души, несмотря на минутную слабость, и даже готовность сдаться, В ИТОГЕ Солдат шлет косую к черту, отказывается сдаться, говорит о том что ОН будет бороться. Я еще раз процитирую это, самое важное на мой взгляд, четверостишие:


Буду плакать, выть от боли,
Гибнуть в поле без следа,
Но тебе по доброй воле
Я не сдамся никогда.

Именно в этом кардинальное, метафизическое отличие Советской/Русской культуры, от той культуры разложения, которую мы видим на коллективном Западе (да и у нас частенько) сейчас. Человек, в этой (Советско-Русской) культурной матрице, поставлен на пьедестал. Он Войн, Борец он может бросить вызов всему, в том числе и смерти. И он МОЖЕТ победить, как победил герой поэмы Твардовского. Потому что черпает свою силу из коллективизма народа, из его души. Он никогда не остается один , он всегда чувствует рядом свой народ.

Это и другие изображения взяты на ресурсе Яндекс.картинки
Это и другие изображения взяты на ресурсе Яндекс.картинки

Человек же современной буржуазной культуры предоставлен сам себе, и в моменты отчаяния он обнаруживает, что внутри его зияющая пустота. пустота неудачной личной жизни, карьеры, самореализации вообще. И взглянув вперед он видит не боевых товарищей, которые подставят тебе плечо, не друзей по цеху или творчеству и даже не свою семью, которая в условиях буржуазного, капиталистического общества атомизируется. Он видит только ухмыляющуюся костлявую морду, которая знает: Он сдастся, потому что он ОДИН.

Это и другие изображения взяты на ресурсе Яндекс.картинки
Это и другие изображения взяты на ресурсе Яндекс.картинки

И мы видим как современный мир с радостью сдается смерти, как он славит и ждет ее, но подробнее об этом мы поговорим как нибудь в следующий раз.

Это и другие изображения взяты на ресурсе Яндекс.картинки
Это и другие изображения взяты на ресурсе Яндекс.картинки