Найти тему
По местам стоять!

Все, что известно о летающей подводной лодке.

Про существование "летающих" подводных лодок я впервые узнал из журнала "Техника молодежи" еще будучи школьником, когда увлеченный авиацией и флотом, никак не мог сделать выбор между самолетами и кораблями.
В итоге я поступил в военно-морское училище, а авиация так и осталась просто увлечением, хотя интерес к ней со временем не угас.
Но в тот момент казалось, что вот она, золотая середина!Воображение рисовало радужные перспективы, но реальность оказалась намного прозаичнее.

Оборотная сторона журнала "Техника молодежи"(четвертая страница обложки).
Оборотная сторона журнала "Техника молодежи"(четвертая страница обложки).

В журнале шла речь об изобретателе Джоне Риде и его фантастических летающих субмаринах.К этой статье мы еще вернемся, а пока немного о предистории темы летающих подводных лодок.

Вторая мировая война была временем серьезных инноваций в мире авиации. Еще до начала глобального конфликта военные по всему миру стремились разработать передовые образцы техники, чтобы получить преимущество в предстоящей войне. Одним из таких образцов должен был сочетать в себе скрытность подводной лодки и скорость самолета.

Все началось с новаторского проекта Б. П. Ушакова, разрабатываемого советскими военными в обстановке строжайшей секретности в период с 1934 по 1938 год. Конструкция никогда не достигала стадии прототипа, но всерьез рассматривалась для военного применения.Аппарат должен был летать на расстояние 800 км со скоростью 200 км/ч, погружаться до 50 метров, передвигаясь под водой со скоростью 3 узла.

Летающая подлодка Ушакова(проект).
Летающая подлодка Ушакова(проект).

В 30-е годы прошлого столетия, во время учебы в Высшем Военно-Морском Инженерном училище им. Ф. Э. Дзержинского, Борис Петрович Ушаков разработал и представил на бумаге свой проект подводного летательного аппарата.
Проект вызвал интерес у Военно-Морского флота и даже получил благожелательный отзыв в НИВК.
Но, после многообещающего начала и некоторого развития первоначальной идеи, проект так и остался на бумаге из-за его непрактичной сложности и ограниченной полезности.

-3

Летающая подводная лодка по задумке конструктора, должна была для получения превосходства, использовать необычную тактику.
Обнаружив корабль и определив направление его движения, аппарат удалялся за пределы прямой видимости, производил посадку на воду и погружался.После чего, двигался к цели под водой и атаковал ее торпедами.

Летающая подлодка Ушакова(проект).
Летающая подлодка Ушакова(проект).

За океаном тоже не дремали.
В 1945 году американский изобретатель Хьюстон Харрингтон(Houston Harrington) подал патент на "комбинацию самолета и подводной лодки".

Проект Хьюстона Харрингтона
Проект Хьюстона Харрингтона
Патент был получен 25 декабря, но дальше этого дело не пошло. На бумаге аппарат выглядел красиво, но о его летных данных и подводных возможностях ничего не сообщалось. Впоследствии Харрингтон стал известен в США как владелец лейбла звукозаписи Atomic-H Records.

Но что, если эта концепция действительно жизнеспособна?
Невероятнее этой идеи может быть только сам факт того, что она была опробована на практике.
Похожий на некий гаджет Джеймса Бонда или Бэтмэна аппарат, спроектировал и построил в 1961 году американский изобретатель Дональд Рид. Это был своего рода "франкенплан", собранный им из деталей старых планеров.

RFS -1
RFS -1

RFS-1(Reid Flying Submarine 1) действительно доказал, что летающая подводная лодка (своего рода) возможна. Во время испытаний самолет выполнил несколько коротких полетов, больше похожих на прыжки, прежде чем погрузиться на глубину. Самолет имел открытую кабину, поэтому пилот должен был использовать акваланг при путешествии под водой. Это было настоящим достижением для одного человека, который смастерил эту конструкцию из имевшихся под рукой деталей в своем гараже.

RFS - !
RFS - !

RFS - 1 был продемонстрирован 9 июня 1964 года. "Летающая подлодка" пролетела на высоте 33 футов(10 метров), произвела посадку на воду и погрузившись на шесть с половиной футов(около двух метров), продемонстрировала движение под водой, после чего всплыла на поверхность.Взлететь она при всем желании пилота уже не могла, по причине того, что топливные баки, используемые в качестве балластных цистерн, перед погружением освобождались от топлива путем его удаления за борт.

О проекте написал ряд научно-популярных журналов, 15 марта 1965 года Рид и его сын (летчик-испытатель) появились на американском игровом шоу "У меня есть секрет". Ридом заинтересовался Военно-Морской Флот США, но вскоре руководство ВМФ потеряло интерес к проекту и свернуло финансирование. До самой своей смерти в 1991 году Рид пытался реанимировать проект, но ему это не удалось.

-8

В 2004 году его сын Брюс написал и опубликовал книгу"The Flying Submarine: The Story of the Invention of the Reid Flying Submarine, RFS-1,".

Из аннотации к книге:
Это научная фантастика? - Нет! Это подлинная история изобретения первого в мире подводного летательного аппарата. Военный потенциал такого корабля, разработанного в эпоху Холодной Войны был неоценим и изобретатель неустанно работал над тем, чтобы снять свою летающую подводную лодку с чертежной доски и спустить ее на воду. Дональд В. Рид был энергичным и разносторонним человеком, а также техническим гением. Эта история рассказана его сыном, который помогал отцу собирать необычный корабль на заднем дворе дома в Эсбери-Парке, штат Нью-Джерси и впоследствии стал пилотом летающей подводной лодки.

Иллюстрация из журнала "Техника молодежи".
Иллюстрация из журнала "Техника молодежи".

Возвращаясь к статье из уже упомянутого журнала "Техника молодежи", рассказавшем о Риде с рисунками "полета" реактивной подводной лодки, можно сказать, что подобного аппарата(по крайней мере в том виде, как он изображен в журнале), никогда не существовало.Это фантазия художника О.Яковлева, рисунками которого была проиллюстрирована статья о Риде.

Однако некоторые источники утверждают, что проект эволюционировал. ВМС США решили построить “ Aeroship " - двухкорпусный самолет, способный к погружению. Якобы, в 1968 году, на Всемирной промышленной выставке, этот самолет совершил эффектную посадку на воду, а затем погружение, всплытие и взлет.Тем не менее, официальная программа выставки того года (проходившей в Сан-Антонио) не включала в себя демонстрацию подводного самолета. И нет никаких видео или фотоматериалов.

По крайне мере мне не удалось найти никаких подтверждений существования подобного аппарата, но любопытно, что в качестве иллюстраций на англоязычных ресурсах используются все те же сканы из журнала "Техника молодежи", но несколько заретушированные.


С другой стороны Военно-Морской Флот США всерьёз интересовался подобной возможностью, подойдя довольно близко к фактическому созданию прототипа.
Американцем Дональдом Дулитлом в 1956 году был получен патент США 2720367, описывающий конструкцию аппарата у которого было больше от подводной лодки, чем от самолета.Движение под водой должно было осуществляться электромотором, а взлет и полет при помощи реактивных двигателей и выдвижной "лыжи"(нечто подобное мы видим и на рисунках из журнала "ТМ").

Патент США 2720367 от 1956 года был даже оснащен торпедами:
Патент США 2720367 от 1956 года был даже оснащен торпедами:

В 1964 году Дулитл предложил ВВС США разработать небольшой подводный самолет, предоставив чертежи и схемы.

Submarine Conveyir. Эта фотография была опубликована 11 марта, 1965 года в газете "Утренние новости", The Wilmington (Delaware) Morning News.
Submarine Conveyir. Эта фотография была опубликована 11 марта, 1965 года в газете "Утренние новости", The Wilmington (Delaware) Morning News.

От бюро военно-морского вооружения было получено техническое задание, предполагающее создание аппарата условно названного "Conveyir".Он должен был летать со скоростью 280 – 420 километров в час на дальность от пятисот до тысячи километров, погружаться на глубину 460 метров и двигаться под водой со скоростью четыре узла.Несмотря на явно завышенные требования, был заключен контракт с подразделением General Dynamics Corp. на проверку осуществимости создания такого корабля.

"Идея небольшого корабля способного летать и погружаться в воду в относительно закрытых районах очень привлекательна.
В случае войны с Россией, например, было бы крайне сложно, если вообще возможно для обычного надводного корабля или подводной лодки, проникнуть в акваторию Балтийского моря к побережью Прибалтики или в то же Черное море. Однако летающая субмарина, вполне способна выполнить такую миссию.Она могла бы даже действовать в Каспийском море.
Мысль о летающей подводной лодке уже много лет то и дело гуляет по флоту. Но на этот раз все зашло гораздо дальше разговоров. Контракт на аналитические и проектные исследования были даны подразделениям компании General Dynamics Corp.
Контракт на 36 000 долларов не устанавливает никаких временных ограничений. Но военно-морской флот рассчитывает закончить исследование к следующему июню.Фактическое же строительство, если оно вообще будет когда-либо закончено, может растянуться на долгие годы."

Этот материал был напечатан 11 марта, 1965 года в газете "Утренние новости", The Wilmington (Delaware) Morning News, под заголовком "Мечтающий всеръёз" и по сути являлся копией статьи Юджина Х. Хэндлера(Eugene H. Handler) из полуофициального журнала "Труды Военно-Морского Института США"("U.S. Naval Institute Proceedings"), где Юджин - инженер по гидродинамике летательных аппаратов из бюро военно-морского вооружения, рассуждает о возможностях и перспективах подобных аппаратов.

General Dynamics Corp. скопировала идеи Рида по использованию топливных баков в крыльях, но топливо предполагалось не сливать за борт, а перекачивать в другие ёмкости в носу и хвосте, выполняющих роль дифферентных цистерн, как на настоящей подводной лодке.В конструкции предполагалось использовать титан и другие сверхлегкие и прочные сплавы.Было изготовлено несколько моделей, которые успешно прошли испытания.

Но полноразмерный прототип так и небыл воплощен в металл, в 1966 году сенатор Аллен Элендер(Allen Elender), глава сенатского комитета по вооружениям, откровенно высмеял проект и приказал прекратить разработку.

Cormorant, изображение опубликованное изданием "Живая наука" 01 Марта 2006 Года.
Cormorant, изображение опубликованное изданием "Живая наука" 01 Марта 2006 Года.

Компания Lockheed Martin's Skunk Works (Skunk Works® - одно из отделений компании "Lockheed Martin", занимающееся секретными разработками), известная своими самолетами-шпионами U-2 и Blackbird, которые в свое время летали выше и быстрее всех, в 2006 году собиралась установить другой рекорд высоты, который начинался бы на глубине в 150 футов.

Предполагалось создать четырехтонный реактивный дрон, с крыльями чайки, которые могут складываться, чтобы поместиться внутри ракетной шахты полноценной подводной лодки. По проекту аппарат выполнен из титана, а все пустоты заполнены полимерной пеной усиливающей конструкцию, которая испытывает сильное давление воды.Остальная часть внутренних отсеков наполнена инертным газом под давлением.Надувные уплотнения, обеспечивают водонепроницаемость оружейных отсеков и двигателей.

Нелетающий испытательный образец
Нелетающий испытательный образец

Агентство передовых оборонных исследовательских проектов (Darpa) финансировала испытания "Корморана", в том числе и в варианте подводного спасательного аппарата. Испытания должны были завершиться к сентябрю 2006 года, после чего в Darpa собирались принять решение, будет ли финансироваться летный прототип.

Но с 2007 года новая информация о разработке "баклана" практически отсутствует, по всей видимости, информация была засекречена и об успешности проекта можно только догадываться.

Вот собственно и все, что мне удалось собрать из доступных источников по данной теме.

  • Все изображения в публикации взяты из открытых источников.

Спасибо, что уделили время. Если вам было интересно, подписывайтесь, поддержите лайками.Всем удачи!

От мест отойти!
От мест отойти!

Вам также может быть интересно: