В музее Майкла Фарадея Королевского института расположенного в Лондоне демонстрируются чаши Фарадея. Это признанный прообраз электрического двигателя. В 1821 году Фарадей реализовал движение постоянного магнита и провода при протекании по проводнику тока.
В 1822 году Фарадей продемонстрировал свое устройство перед научным сообществом. Представляло оно из себя две чаши, наполненные частично ртутью. В правой чаше постоянный магнит был закреплен неподвижно, а жесткий медный проводник свисал с погружением в ртуть свободно. При подключении провода к электрической батарее магнитный поток постоянного магнита взаимодействовал с электромагнитным потоком протекающего тока, и вызывал вращение подвешенного проводника вокруг магнита.
В левом наоборот незакрепленный постоянный магнит перемещался вокруг зафиксированного проводника.
Ртуть, в принципе, исполняла роль ламели, обеспечивающий постоянный контакт. Левая чаша – электрический двигатель постоянного тока с ротором из постоянного магнита. А левая наоборот.
Принцип преобразования электрической энергии в механическое вращение ротора был найден. Дальше разработки электрического двигателя шли по пути нахождения новых конструктивных решений. Появились контактные кольца, щетки. Но, в общем-то, из прибора Фарадея при реализации конструкции уже работающих электрических двигателей исчезла только ртуть.