Найти тему
Медиапалуба

Наследие 90х - государство снова гасит долги верфей

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) получит из федерального бюджета 30 млрд рублей на погашение долгов проблемных верфей внутри корпорации. Правительство уже утвердило программу финансового оздоровления.

Еще в июле 2019 года вице-премьер РФ Юрий Борисов заявил, что закредитованность предприятий ОПК превышает 2 трлн руб. Среди них не только судостроители, но и Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), Уралвагонзавод, «Алмаз-Антей», Объединенная двигателестроительная корпорация, «Роскосмос».

Общая сумма задолженности предприятий внутри ОСК 68 млрд рублей. Как сообщает «Коммерсант» со ссылкой на источник в ведомстве, еще 38 млрд рублей долгов корпорация реструктурирует.

О каких предприятиях идет речь в правительстве пока не сообщали, однако по словам ОСК это все прошлые долги активов заводов, доставшихся ОСК от частных владельцев. То есть активы, которые были приватизированы и перекуплены в начале-середине 90х годов прошлого века.

Самые проблемные заводы ОСК на Дальнем Востоке. Еще в 2019 году Амурский и Хабаровский судостроительные заводы просили Минпромторг о капитализации. Сообщалось, что в 2020 году предприятия могут получить 7,1 млрд руб. и 1,5 млрд руб. соответственно.

Председатель правительства РФ Владимир Путин, вице-премьер Сергей Иванов, министр транспорта РФ Игорь Левитин и член Совета Федерации РФ Сергей Пугачёв (справа, с бородой) на капитанском мостике ледокола  «Санкт-Петербург». 12 июля 2009 года.
Председатель правительства РФ Владимир Путин, вице-премьер Сергей Иванов, министр транспорта РФ Игорь Левитин и член Совета Федерации РФ Сергей Пугачёв (справа, с бородой) на капитанском мостике ледокола «Санкт-Петербург». 12 июля 2009 года.

Есть и накопившаяся долговая нагрузка и у успешных предприятий европейской части. В частности у Выборгского судостроительного общая сумма задолженности переросла 8,5 млрд руб. Из-за этого у предприятия начались проблемы со строительством текущих заказов на рыбопромысловые суда.

Долгое наследие также тянется за двумя крупнейшими предприятиями Санкт-Петербурга «Северной верфи» и Балтийского завода, которые до 2012 года входили в группу компаний олигарха Сергея Пугачева, или ПСЗ «Янтарь», которые одно время принадлежали другому олигарху Михаилу Хейфецу.

А совсем недавно стало известно, что компания АО «КСМ Северо-Запад» обратилась в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о банкротстве «Пролетарского завода». Предприятие ответило, что иск неуместен, однако факт задолженностей подтвердило.

-3

Для справки, по итогам 2018 года прибыль всех пяти крупнейших заводов ОСК в Петербурге и Ленинградской области составила 400 млн рублей. Из них с прибылью отработал только Средне-Невский судостроительный завод и Адмиралтейские верфи ( в основном за счет валютных экспортных контрактов). Все остальные показали хороший убыток.

Самый большой— 1,108 млрд рублей у Выборгского судостроительного завода, далее идут Балтзавод — 1,032 млрд рублей и Северная верфь с показателями в 431 млн рублей. Пока основной источник доход отечественных судостроительных предприятий - это выполнение гособоронзаказа и заказа по освоению Арктики. Гражданское судостроение в этом списке теряется.

Также для справки, переезд ОСК из Москвы в Санкт-Петербург по предварительным оценкам оценивался в почти 1,5 млрд руб. С учетом пандемии эта сумма наверняка выросла.