Найти тему
CINKID

Почему «Золушки» в российских мелодрамах так раздражают?

Оглавление
кадр из сериала «Берега», 2013 года
кадр из сериала «Берега», 2013 года

Конечно, чисто технически нельзя назвать каждую героиню обычной российской мелодрамы Золушкой. Для начала нужно понять, чем она отличается от любой другой крайне положительной героини.

В ее истории обязательно есть:

  • много страданий;
  • мачеха и сводные сестры, которые обеспечивают ей эти страдания (в российский мелодрамах вместо них может выступать кто угодно и что угодно, что несет ту же функцию);
  • волшебство (которое в реальном мире заменяет счастливое стечение обстоятельств);
  • исполнение мечты/ нахождение счастья;
  • наказание злодеев как акта «высшей справедливости».

*Хотя многие отечественные мелодрамы и не позиционируют себя как «истории о Золушке», все вышеперечисленные критерии не оставляют сомнения, где они черпали вдохновение.

кадр из сериала «Атлантида», 2008 — 2009
кадр из сериала «Атлантида», 2008 — 2009

История Золушки может происходить либо в средневековье (об это можно почитать тут), либо в современности (а об этом — тут). Чтобы снять что-то оригинальное и самобытное, сценаристы наполняют ее новыми деталями и событиями, а далекий от реальности образ Золушки преобразуют в аутентичного персонажа.

Российские мелодрамы чаще всего не трогают ее святой образ и взамен этого просто умножают бедняжке проблем, то есть вместо одной «мачехи» набрасывают пять. Проблемы у неё бывают двух видов и часто друг другу сопутствуют:

  • ее придают близкие люди (муж или любимый человек, дети, лучшая подруга, мать, свекровь,...);
  • ее жизнь переворачивают с ног на голову (увольняют, отнимают бизнес, отнимают семью, подставляют, избивают, насилуют, сажают в тюрьму,...).

Итак, Золушка в современном российском сериале — это мученица и страдалица с ангельским терпением и крайне трагичной судьбой. Обычно она правильная до мозга костей, скромная, мягкая и семейная девушка или женщина, которой пользуются все, кому не лень. Почему же настолько положительный персонаж чаще вызывает раздражение, чем сочувствие?

1. Она идеальна, а следовательно — никогда не виновата в своих проблемах

Мелодрамы из раза в раз транслируют один простой месседж: хороший человек подвергается испытаниям только потому, что весь остальной мир состоит из сумасшедших рептилоидов, но никогда не по собственной вине. Это словно табу среди современных сценаристов — ни в коем случае не давать Золушке права совершать какие-то неоднозначные поступки. Героиня всегда воплощает в себе идеал добродетели и ее поступки продиктованы исключительно любовью к ближнему.

Ее враги и недоброжелатели не менее карикатурны, чем сама героиня. Часто у их поступков нет четкой мотивации или она настолько абсурдна, что в реальность происходящего просто невозможно поверить. Злодеев наделяют самыми отталкивающими качествами: твердолобостью, цинизмом, жадностью и жестокостью, потому что кроме Золушки и пары других жертв обстоятельств в сериале нет людей — есть только функции.

кадр из фильма «Третий должен уйти», 2018
кадр из фильма «Третий должен уйти», 2018

2. Раз Золушка идеальна, ей не за чем проходить путь внутреннего взросления, приобретать новые качества или избавляться от старых

Она меняет разве что прическу и гардероб, но покидает зрителя такой же, какой его встретила, «наказав» всех своих врагов, ничего при этом не сделав. Она разочаровывается не в общем, а в частностях. В стерве-подруге, которая предала, а не в том, что держало ее в отношениях с этой подругой. В муже, который изменил и ушел, или в родственниках, которые отвернулись в тяжелую минуту, а не в своем жизненном укладе, например, или представлениях о том, что хорошо и что плохо.

В подобных мелодрамах мир всегда делится на черное и белое, добро поощряется, а зло наказывается, и история неизменно транслирует: Золушка всегда все делает правильно. Но если главный герой не меняется внутренне, в чем смысл и удовольствие от счастливого конца? Он не заработан и не заслужен — все заканчивается хорошо просто так.

Если муж изменил с лучшей подругой, они обязательно будут несчастны, в конце концов он пойдет проситься обратно или окончательно станет козлом. Если кто-то оклеветал ее, отобрал бизнес или украл что-то ценное, злодея накажут третьи лица, а упущенное вернется на место без ее активного участия.

Высшая справедливость восторжествует просто так, потому что Вселенная знает, что Глаша хорошая, а Зоя плохая.

кадр из сериала «Двойная ложь», 2017
кадр из сериала «Двойная ложь», 2017

3. Несовпадение жанров: Золушка из сказки точно такая же как Золушка в реальном мире

В рамках вселенной обычного российского сериала Золушка всегда все делает правильно, потому что сама история подразумевает ее безупречность. Нельзя винить персонажа за то, что она не растет как личность, ведь история не предусматривает, что ей нужен этот рост. Рост нужен всем остальным.

Вселенная как бы говорит: ты молодец, Золушка, просто тебе попадаются нечестные люди.

Это все та же борьба добра со злом, и в ней нет ничего плохого до тех пор, пока сказка остается сказкой. Есть причина, по которой в сказках нет изнасилований, судебных тяжб, любовных многоугольников и споров об имуществе. Так и наоборот: если вы беретесь снимать сериал о реальности, адаптируйте сказку под реальность. С тем же успехом можно вписать кентавра в документальный фильм о парнокопытных животных Тайги, но не ради смеха, а просто надеясь, что никто не заметит.

Из-за того, что сеттинг и главное действующее лицо взяты из разных измерений, Золушка получается глупой и наивной, хотя задумана быть доброй и оптимистичной. Ее гипертрофированная добродетель превращается в слабость и бесхребетность. Никто не захочет ассоциировать себя с такой героиней.

кадр из сериала «Опавшие листья», 2018
кадр из сериала «Опавшие листья», 2018

К тому же, телевизионное мыло не просто транслирует мысль о том, что в мире есть только хорошие и только плохие люди — мудрость весьма сомнительную, — оно еще и говорит, какие они, эти хорошие люди, и что они должны делать, чтобы у них все закончилось хорошо.

Будь пассивной и непритязательной. Скромной и незаметной. Молчи, терпи, не жалуйся.

При этом история уже знает удачный пример «Золушки»: Бэтти из сериала «Я — Бэтти, дурнушка» и ее российский аналог — Катя Пушкарева из «Не родись красивой».

кадр из сериала «Не родись красивой», 2005 — 2006
кадр из сериала «Не родись красивой», 2005 — 2006

Помимо хороших качеств — доброты, трудолюбия, преданности и оптимизма, — она обладает и недостатками: делает глупости, ошибается, обманывает, трусит и даже плетет интриги. Не важно, есть у нее для этого причины или нет — понять ее и посочувствовать ей намного проще, чем любой идеальной картонке, которая хороша только для детских сказок. Ошибки и недостатки не делают ее плохим человеком, а сдруживают с реальностью, в которой она живет.

ПОП ПАНДА также рекомендует:

А что вас раздражает в Золушках из российских мелодрам? Или вы наоборот считаете, что в них нет ничего такого? Пишите свое мнение в комментариях, ставьте лайк, если понравилась статья, и подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе новых публикаци!