По мнению экономистов датского Saxo Bank, наиболее очевидными последствиями распространения эпидемии коронавируса в мире являются глобальное изменение цен на нефть, падение платежеспособного спроса и разрушение глобальных цепочек поставок. Долгосрочные последствия не так очевидны, но не менее интересны.
Немецкий историк Герфрид Мюнклер тонко отметил, что крупнейшие корпорации сегодня стоят перед выбором: или наращивать запасы, или сокращать производственные цепочки с их локализацией. В результате пандемии глобализация как процесс всемирной экономической интеграции оказалась под угрозой, в ее противовес возможно возникновение экономических макрорегионов. Набирает обороты реиндустриализация с возвратом промышленности в развитые страны. Мастерская мира может снова переехать из Китая в США и Европу.
Россию эти процессы касаются напрямую в силу специализации страны – добыча и экспорт ресурсов, а также транзит. Например, в случае реализации негативного сценария, транспортный коридор Запад-Восток может оказаться не востребованным, при этом надежды на зарубежные источники финансирования в рамках Проекта «Один Пояс – Один Путь» (Новый шелковый путь) не состоятельны. В связи с этим, более логичным видится смена приоритетов для финансирования. Например, вместо траты бюджетных денег на транзит необходимо направить их на повышение уровня экономической связанности территории посредством расширения и модернизации транспортной инфраструктуры. Необходимо переосмыслить систему расселения, так как текущая сверхконцентрация в 20 агломерациях уязвима и имеет явные недостатки.
Глава Счетной палаты А.Кудрин считает, что падение ВВП России из-за пандемии может составить от 3% до 5%. В ближайшее время нам стоит ожидать дискуссию о путях выхода из ситуации. С одной стороны, формируется тренд на экономию вложений в основной капитал, то есть на первый план выйдут проекты по созданию и поддержанию критической инфраструктуры. А с другой – ряд стран (Китай, США, Бразилия, Таиланд и др.) планируют бороться с экономическим кризисом, вызванным пандемией, увеличивая инвестиции в инфраструктуру. Например, по сообщениям Bloomberg, Китай для оживления своей экономики вложит в инфраструктуру в 2020 году 4 трлн юаней ($565 млрд) через выпуск специальных облигаций. В приоритете высокоскоростные железные дороги, междугородние соединения в агломерациях и платные автомобильные дороги.
Так или иначе, но инвестиции в инфраструктуру остаются наиболее эффективным способом для поддержания внутреннего спроса и экономического роста. Необходимо довести объём инвестиций в инфраструктуру до 9% ВВП. Это означает фактическое удвоение инвестиций от текущего уровня. Для этого требуются качественные проекты с грамотной проработкой предпроектной и проектной стадии.
Полный текст статьи нашего постоянного эксперта, исполнительного директора ООО «Центр сопровождения земельных отношений» Павла Мельникова читайте в бесплатном электронном журнале "ГеоИнфо". ЧИТАТЬ