В Россию шоколад попал при Петре Первом. Он был жидким, очень дорогим, и первое время его пили только на петровских ассамблеях. Довольно быстро дворцы стали оборудовать специальными комнатами для приготовления шоколада, была даже придумана должность кофешенк — человек, ответственный за шоколад, чай и кофе при царском дворе.
Затем шоколад постепенно вышел за дворцовые пределы, и уже в конце XVIII века им торговали уличные лоточницы.
В 1914 году в Санкт-Петербурге было 170 кондитерских шоколадных производств, в Москве — 213, а по всей России — более 600. Главным достижением кондитерские фабрики считали получение титула «поставщик двора Его Императорского Величества» и возможность рисовать на своей продукции двуглавого орла.
Номинацию присуждали дважды в год — перед Пасхой и под Рождество. Давали ее за заслуги и за качество, а если оно падало, то номинацию отнимали; по наследству она не передавалась.
Самые популярные московские фабрики — «Товарищество Эйнем» и «Фабрично-торговое товарищество А.И.Абрикосова сыновей» — жестко конкурировали между собой.
Абрикосов, например, завлекал в магазины покупателей-мужчин, нанимая на работу в одни магазины только брюнеток, а в другие только блондинок.
Эйнем не отставал. Шоколад всегда был элитарным продуктом, его мог себе позволить не каждый — и далеко не каждый день. Если сравнивать упаковки, то сразу видно, какой шоколад где был сделан.
Санкт-Петербург был интеллигентным городом, а Москва — купеческой. И московская упаковка гораздо дороже выглядит, чем петербургская.
В те времена упаковка чаще стоила дороже, чем сами конфеты. Конфеты упаковывались в розовые бархатные шкатулки с атласным дном, в нарядные фанерные коробки с орнаментом ар-деко: вероятно, такие конфеты кавалеры дарили дамам.
До революции кондитерской графикой занимались замечательные художники, известно, что к рисованию оберток привлекали Ивана Билибина, Александра Бенуа, Виктора Васнецова. Самый главный дореволюционный фабричный художник — Эммануил Андреев. Это он нарисовал «Мишку косолапого» и многие другие известные обертки.
После революции фабрики национализировали и переименовали. Сначала им вообще выдали только номера, а названия появились чуть позже.
«А.Сиу и Ко» стала «Большевиком», фабрика Сергея Ленова — это «Рот Фронт», «Товарищество Эйнем» — «Красный Октябрь», «Фабрично-торговое товарищество А.И.Абрикосова сыновей» — фабрика имени Бабаева, «Жорж Борман» — фабрика имени Самойловой.
«Раковые шейки» выпускались до революции, причем их тогда выпускали разные фабрики. Это карамель с шоколадной начинкой. До революции раковые шейки (то есть хвосты раков) были деликатесом, и кондитеры таким образом пытались утешить и отвлечь народ от их дороговизны.
«Белочка» была сделана впервые на фабрике Жоржа Бормана, которую потом переименовали в фабрику имени Самойловой. В 1990-е годы, когда появились авторские права на изображения и названия, «Красный Октябрь» выиграл почти у всех фабрик изображения и названия, но вот «Белочку» им получить не удалось — «Белочка» досталась фабрике имени Крупской, тоже, как и фабрика имени Самойловой, петербургской.
Самая популярная из дореволюционных конфет, которая благополучно продолжала выпускаться в СССР, — «Мишка косолапый», выпущенный в 1913 году на фабрике «Эйнем». Обертка «Эйнема» почти не изменилась, только после революции с фантика исчезли шестиконечные звезды. Остальное сохранилось — и рецептура, и название. После 1990-х, когда название «Мишка косолапый» закрепилось за «Красным Октябрем», другие фабрики пытались выпускать свой вариант, один из самых удивительных —конфеты «Брат с севера приехал».
«Петушок — золотой гребешок» выпускала фабрика Сиу. Так выглядят фантики с разницей в сто лет.
Владимир Ленин, Феликс Дзержинский, Лев Троцкий — их портреты некоторое время фигурировали на обертках. Предполагалось выпустить конфеты с портретом Иосифа Сталина на обложке, упаковка уже была нарисована к XVII съезду ВКП(б). Но дальше замысла дело не пошло.