Верхняя Силезия полна городов, городков, трамваев, заводов и шахт, в некоторых до сих пор добывают уголь. Забже - один из крупнейших и, возможно, самый аутентичный город агломерации.
Как и большая часть Верхней Силезии, до 1945 года Забже был в составе Германии (и назывался "Гинденбург", в честь немецкого маршала Первой Мировой), и в значительной степени сохранил своё немецкое наследие.
Прямо под Забже находится самая глубокая (около 400 метров) в Европе угольная шахта, или "копальня" Гвидо; она работает уже не как шахта, а как музей. Я заехал в Забже в большой степени экспромтом, узнал про шахту лишь накануне, ничего забронировано не было. В результате мне не удалось попасть в шахту Гвидо, пришлось довольствоваться более скромной шахтой королевы Луизы.
Зато к этой не такой глубокой шахте прилагается одноимённая штольня. Это горизонтальный ход длиной несколько километров, на треть заполненный водой, по которому уголь некогда вывозился со средних горизонтов шахты.
А потом следовал в большую реку Одер, откуда можно попасть и прямиком в Балтийское море, и по каналу в Берлин и центр Германии. Основной вход в шахту королевы Луизы находится выше, на горе (через него мы поднимались на поверхность), и штольня королевы Луизы, прорезая склон, подходит к основным вертикальным выработкам шахты перпендикулярно.
Понятно, что при таком спонтанном прибытии ни на что кроме как на экскурсию на польском я рассчитывать не мог.
Впрочем, я понимал отдельные слова, и иногда даже мог осознать о чём идёт речь.
\
Мы плыли на лодке минут 20 или 30; она очень чётко проходила в тоннель, от бортов до стенок оставалось сантиметров 30.
Двигалось это судно то ли на электротяге, то ли на тросе - совершенно беззвучно и даже почти без пузырьков в кильватере.
Штольня королевы Луизы открыта для туристов уже несколько лет, но известна в первую очередь на внутреннем рынке. Видимо, на незамысловатый внутренний туризм рассчитана и иллюминация на стенах - светящиеся фигуры крыс, кошек и гномов.
После примерно получаса подземного плавания тоннель расширился и по правому борту появилась пристань, немного напоминающая посадочную платформу станции метрополитена без центрального зала.
Дальше всё было как в традиционной шахте: ходы, рельсы, деревянная крепь.
какой-то момент мы попали в бывший забой, где за деревянными балками виднелся настоящий каменный уголь.
И всякие инсталляции - шахтёр с тачкой, лошадь, которую спускали сюда сверху на верёвках и она работала тут до конца жизни, и даже мини-макет шахты с подъёмным механизмом.
Я отковырял маленький кусочек угля-антрацита и попытался утащить его с собой, но он быстро раскрошился и постепенно растворился в моём кармане.
Наверху, у входа в шахту королевы Луизы, обнаружился музей военной техники под открытым небом - такие очень распространены в нашей стране, а в Польше это несколько более редкое явление.
Солнце садилось, быстро холодало, раскачивающиеся на гнутых рельсах старые трамваи медленно везли меня на восток.