Преступное поведение как социальная модель, предложенная кино
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Дорогие друзья, мы продолжаем изучать социально-культурное значение мрачных криминальных драм, названных французским словом «нуар» (то есть «черный»). Отнюдь не весь нуар можно назвать критически настроенным и социально ориентированным. В нем были и ленты с душком, подобающим республиканским моралистам, но при этом их создатели старательно избегали самых сильных элементов этого жанра.
В них, как правило, показан человек, оказавшийся в сложных жизненных обстоятельствах, но при этом не отказавшийся от попыток самосовершенствоваться. В качестве таковых можно назвать: «Враг общества» (1931), «Дуэль под солнцем» (1946), «Только у ангелов есть крылья» (1939).
Если же говорить о социальном реализме (пусть и условном) в нуаре, то он, не претендуя на монополию на изображение преступления, все-таки вращался именно вокруг криминальных сюжетов.
В исследовательской литературе была предложена некоторая классификация, позволяющая выделить несколько поджанровых направлений. Во-первых, это бандит как запретный тип поведения. В этой связи можно упомянуть не очень известный, но от этого не ставший менее удивительным кинофильм «Распрощайся с завтрашним днем» (1950).
Это одна из немногих американских кинокартин, которая была запрещена к показу в ряде штатов «за отвратительную, садистскую демонстрацию жестокости и преступности в своих крайних формах».
Сбежавший из тюрьмы преступник Ральф Коттер, которого играет звезда гангстерского кино Джеймс Кэгни, уловками и давлением подчиняет себе целый город. Он контролирует и уголовников, и полицию. В планы Коттера входит подчинить себе предприятия местного промышленника Добсона, для чего женится на его дочери. Хитроумный план рушится только по причине ревности любовницы преступника. Она убивает Ральфа Коттера со словами ««Распрощайся с завтрашним днем».
В основных своих чертах эта лента весьма напоминает «Место под солнцем» (1951) за тем лишь исключением, что в экранизации романа Теодора Драйзера «Американская трагедия» мягкие характеры героев замены на жесткие. Фактически все послевоенные гангстерские фильмы лишены ярко выраженной социальной критики, которую позже можно было увидеть в «Бонни и Клайде» (1967). В них прослеживаются лишь призывы к совести.
Второй поджанр покоится на макушках коррумпированных тюремщиков и судей. В этой связи используются такие сюжетные ходы как судебные ошибки, насилие охранников, самосуд. Продажный, а в некоторых случаях тупой или просто ленивый судья появляется в лентах «Я хочу жить» (1958), «Анатомия убийства» (1959)», «Душной южной ночью» - «Полуночная жара» (1967). Тюремное насилие показано в фильмах «Я - беглый каторжник» (1932), «Грубая сила» (1947) и, конечно же, в «Бунте в тюремном блоке №11» (1954).
Линчеватели кроме упоминавшихся выше «Звука ярости» и «Душой южной ночью» играют заметную роль в «Ярости» (1936) и «Штормовом предупреждении» (1951). Другой разрешенной темой, которая была допущена в кинематограф, но считалась сомнительной - якобы она была способна вызвать «подрыв устоев», были единоборства и соревнования. В этой связи можно упомянуть ленты «Тело и душа» (1947), «Подстава» (1949), «Чемпион» (1949), «Ночь и город» (1950).
Преступность среди несовершеннолетних кажется весьма персонифицированным и даже семейным сюжетом. На практике же всё сводится к отношениям с братом или другом, которые были введены в заблуждение (втянуты в дела) преступниками или гангстерами. «Социальный» мотив прорывается в ленте «Тупик» (1937).
Однако ярче всего эти два мотива были показаны в легендарной кинокартине «Ангелы с грязными лицами» (1938). Этот кинофильм с Дж. Кэгни в главной роли был настолько успешным, что было решено снять продолжение – «Ангелы умываются» (1939), однако сиквел оказался совершенно провальным.
В конце 40-ых годов после появления этой темы на экранах можно было обнаружить явный диссонанс между прошлым личностно-моральным подходом и современной на то время социологией, которую некоторое время не допускали до кинопроизводства. Ситуация изменилось лишь после легендарного «Бунтаря без причины» (1955) и «Юных дикарей» (1961).
Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»