Найти тему
Дмитрий Михайлов

Уфимский электротранспорт. Прогулка по первой линии. Часть 3 - Парк им. Якутова и Ледовый дворец "Уфа-Арена".

Оглавление
Продолжаем прогулку по первой линии трамвая Уфы. Ранее мы остановились на перекрестке улицы Ленина и бульвара Ибрагимова.
Теперь же мы продвигаемся ещё южнее - теперь мы оказываемся в районе парка им. Якутова и Ледового дворца "Уфа-Арена".
Фото: Артём Коновалов. Трамвай Tatra T3SU после проведения ремонта силами трамвайного депо № 3 на остановке "Парк им. Якутова".
Фото: Артём Коновалов. Трамвай Tatra T3SU после проведения ремонта силами трамвайного депо № 3 на остановке "Парк им. Якутова".

Пройдя немного южнее, попадаем в более интересный район. Он более своеобразный, чем предыдущие.

Скриншот с Яндекс.Карт
Скриншот с Яндекс.Карт

Кроме того, значительным отличием будет тот факт, что не так сильно изменился при существовании трамвая. И это будет первый участок, на котором ныне нет трамвайных путей. Последний трамвай здесь проехал в октябре 2006 года.

Достопримечательности.

Да и жилых домов здесь значительно меньше. По чётной стороне улицы Ленина главным зданием является нынешний спортивный комплекс "Уфа- Арена".

Фото собственного авторства.
Фото собственного авторства.

Но прежде, чем говорить об "Уфа-Арене", стоит напомнить историю места.

Из того, что известно - в дореволюционные годы на данном месте находились армейские казармы. После Октябрьской Революции здесь казармы передали под концентрационный лагерь.

Данных о том, когда снесли казармы, к сожалению, нет. Известно, что в 1936 году образовывается добровольное спортивное общество "Труд". Именно это общество построит одноимённый стадион.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Сам стадион принадлежал обществу довольно долгое время. И тогда на стадионе занимались спортсмены со многих предприятий.

ДСО "Труд" прекратило своё существование в 1980-х годов из-за объединения с другими подобными обществами и профсоюзами. Тогда же стало не до стадиона. В 1990-х годах стало понятно, что проведение соревнований на данном стадионе не представляется возможным. Со слов несколько очевидцев, трибуны стадиона представляли из себя жалкое зрелище, а часть была разрушена. Несмотря на это, стадион продолжал функционировать - здесь проводили свои занятия некоторые учебные заведения.

В начале 2000-х годов состояние стадиона ещё больше ухудшилось и даже студенты перестали ходить сюда на физкультуру. Вопрос дальнейшей судьбы повис в воздухе. И было непонятно, что проще - снести или реконструировать.

Фото: Андрей Раздорских. Ледовый дворец "Уфа-Арена".
Фото: Андрей Раздорских. Ледовый дворец "Уфа-Арена".

Это дело происходило при первом президенте Республики - М. Г. Рахимове. Он любил хоккей и местный клуб "Салават Юлаев". Его часто можно было увидеть на трибуне во Дворце Спорта. Сам же Дворец был помоложе стадиона "Труд", но он не стал справляться с поставленными задачами. Стали искать варианты для строительства нового комплекса.

Трудно сказать, что действительно повлияло, но под раздачу попал именно стадион "Труд" и часть домов по улице Цюрупы. Также частично была уменьшена площадь Центрального рынка.

Строительство комплекса "Уфа-Арена" было приурочено большой юбилею - 450-летию добровольного вхождения в состав России. Тогда же было возведено немало объектов. Как таковой, он презентован, как Ледовый дворец "Уфа-Арена". В 2007 году он стал домашней ареной ХК "Салават Юлаев". В перерывах между матчами комплекс используется как выставочный центр, концертная площадка, а также для других массовых мероприятий.

Фото: Андрей Раздорских. Вход в парк Якутова со стороны улицы Ленина.
Фото: Андрей Раздорских. Вход в парк Якутова со стороны улицы Ленина.

А напротив ледового дворца находится парк имени Ивана Якутова - второе место притяжения в данном районе.

Свою историю он берет от "Парка народной трезвости". Создателем данного парка стал уфимский полицмейстер Генрих Генрихович Бухартовский, предложив создать его в 1902 году. Имя революционера Ивана Якутова парк получил в 1918 году.

Парк имеет четыре основных выхода - со стороны улицы Ленина и КАрла Маркса, образованные центральной аллеей, на улице Миасская и на улицу Мустая Карима.

Парк представлен центральной аллеей от Центральных ворот со стороны улицы Ленина (на фото выше) до выхода на улице Карла Маркса.

В своё время парк прошёл реконструкцию - были заменены аттракционы, проложены новые дорожки, установлено множество скульптур.

Фото: Айрат Исмагилов. Центральная аллея.
Фото: Айрат Исмагилов. Центральная аллея.
Фото: Айрат Исмагилов. Центральная аллея.
Фото: Айрат Исмагилов. Центральная аллея.

В центре находится памятник и Вечный огонь, посвященный революционерам.

Фото: Айрат Исмагилов.
Фото: Айрат Исмагилов.

Севернее Стеллы находится Солдатское озеро.

Раньше на данном озере жили лебеди. Но в один из дней их убили.

После этого здесь живут только дикие утки.

Сейчас же на озере действует прокат катамаранов. А зимой здесь проходят различные мероприятия среди любителей зимнего плавания, а на Крещение делается купель.

Фото: Айрат Исмагилов.
Фото: Айрат Исмагилов.

Но особой изюминкой парка является Детская железная дорога. Она представляет из себя кольцевую линию по парку. Раньше было две станции, но теперь действует только одна.

Более подробно можно прочитать у Матвея Скворцова. У него на канале есть два материала с подробной информацией об истории дороги и увидеть множество фотографий - "Детская железная дорога" и "Локомотивы Детской железной дороги".

Детская железная дорога работает лишь в тёплое время года.

На этом стоит завершить рассказ о достопримечательностях и перейти к к рассказу об архитектуре района.

Архитектура.

Архитектура района довольно разрознена. Но присутствует мало жилых домов.

Если доходить до точности, то напротив ледового дворца по нечётной стороне находится пожарная часть № 2, которая расположена в здании бывшей пожарной части Вольного общества.

Фото: Андрей В.
Фото: Андрей В.

За ней есть несколько сохранившихся до наших дней деревянных домов дореволюционной постройки. Также среди них есть дом, датированный 1959 годом. Севернее пожарной части расположен дом 1934 года постройки.

Чуть севернее пожарной части, во дворе дома № 69 по улице Ленина, находится Евангелическо-Лютеранская церковь. Она была построена на средства госпожи Фек и передана ею в дар приходу. 21 января 1910 года кирху осмотрел Уфимский губернатор А.С. Ключарев, после чего было дано разрешение на открытие, а в воскресенье 31 января состоялось её торжественное освящение. Обряд совершил самарский пастор фон Энгельгард. В 1930 году церковь закрыта и передана в ведение Уфимского Паровозр-ремонтного завода. Проведя несколько перестроек здания, здание стало использовать в качестве склада. В августе 2000 года здание возвращено лютеранской общине. Благодаря финансовой помощи из различных источников церковь восстановлена.

Фото собственного авторства.
Фото собственного авторства.

Южнее ТЦ "Экватор" расположены дома № 63 и 65 по улице Ленина. По данным ЕГРН, год постройки - 1931 год. Также рядом стоит дом № 65А, который датирован 1959 годом.

Отдельно стоит отметить само здание ТЦ "Экватор". Торговый центр здесь появился в конце 2000-х. Ранее здесь был хлебный комбинат № 4. Когда только ТЦ открылся, у него появилась своеобразная фишка - это был первый в городе торговый центр, где был бесплатный Wi-Fi. Потом эту фишку взял на вооружение ЦТиР "Мир".

Фото: Андрей Раздорских. ТЦ "Экватор". По данным ЕГРН - 1967 год постройки.
Фото: Андрей Раздорских. ТЦ "Экватор". По данным ЕГРН - 1967 год постройки.

На участке между ледовым дворцом и улицей Ивана Якутова расположились "хрущёвки" проекта 1-447С.

Фото: Андрей Раздорских
Фото: Андрей Раздорских

Отдельно же хочется отметить улицу Ивана Якутова. Она начинается от ТЦ "Экватор" и, разрываясь в нескольких местах, заканчивается в студгородке Уфимского государственного авиационного технического университета. По нумерации есть часть домов есть в районе улицы Ленина и 4 дома. Эти четыре дома - единственные дома из старой застройки, но об этом в другом статье.

Фото собственного авторства. Улица Ивана Якутова, 3/5
Фото собственного авторства. Улица Ивана Якутова, 3/5

Напротив ТЦ "Экватор" расположено здание бывшего ресторана "Тинькофф". На данный момент - это самое крупное нефункционирующее здание в этом районе. Первоначально это был универмаг, но в конце 1990-х он закрылся, а здание было продано. Тогда здание подверглось реконструкции. В 2001 году здесь открывается развлекательный клуб «Аэросити». В середине 2000-х годов здание вновь продано и сюда въезжает "Тинькофф" со своей пивоварней. В 2013 году продаёт здание компании "Лидер Групп", которая начинает масштабную реконструкцию. Но в 2017 году, не завершив работы, выставляет здание на продажу. Недавно в СМИ проскальзывала информация, что здание выкупили.

Фото: arezon12
Фото: arezon12

И завершает всё это здание БашНИПИНефть, построено в 1956 году.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Здание представляет из себя классику строительства 1950-х годов. Перед главным входом разбит фонтан. Сейчас в данном здании заседают Министерство природопользования и экологии РБ, Министерство лесного хозяйства РБ, Отдел водных ресурсов РБ и другие смежные подразделения.

Как можно заметить, сейчас в районе представлено множество зданий разных эпох.

Общественный транспорт.

С 1937 по октябрь 2006 года здесь проходила трамвайная ветка.

По состоянию на момент закрытия, здесь проходили маршруты:

1к. Санаторий "Зелёная Роща" - Трамвайное депо № 1 (будет закрыт)

5. Стадион им. Н. Гастелло - ул. Пушкина (трасса будет изменена)

5к. Ул. Пушкина - стадион им. Н. Гастелло (будет закрыт)

9. Ул. Интернациональная - ул. Пушкина (будет закрыт)

18. Госцирк - Центральный рынок (трасса будет изменена).

Фото: Ааре Оландер
Фото: Ааре Оландер

Причины демонтажа неизвестны, но здесь не было привычных заторов. По одной из версии, трамвай мешал строительству ледового дворца.

В результате демонтажа путей уже в ноябре 2006 года здесь появляется троллейбус.Изменяется схема маршрута № 11 - если раньше троллейбусы шли по кругу "Ул. Пархоменко - ул. 50-летия Октября - Центральный рынок - ул. Цюрупы - ул. Достоевского - уо. Пархоменко", то теперь шли по кругу "Ул. Пархоменко - ул. 50-летия Октября - Центральный рынок - ул. Революционная - ул. Ленина - бульвар Ибрагимова".

Фото: Артур Янбухтин.
Фото: Артур Янбухтин.

Также запустили новый маршрут № 22, который практически копировал № 11, но шёл по кольцу "Бульвар Ибрагимова - ул. Ленина - ул. Революционная - ул. Карла Маркса - бульвар Ибрагимова"

Фото: Антифактор
Фото: Антифактор

Сейчас же ходит только 22-й маршрут. На данный момент считается самой новой полноценной троллейбусной линией в городе.

Автобусное сообщение здесь не такое интенсивное - проходит трасса маршрута № 30 "Затон - БГУ", конечная маршрутов № 22 и 22А "Ледовый дворец "Уфа-Арена" - Нижегородка" (маршруты полукольцевые, 22 идёт по Нижегородке против часовой стрелки, а 22А - по часовой). Также отсюда идёт отправка автобусов государственного и частных перевозчиков в пригороды.

Городские маршрутки, которые проходят здесь - 205, 227, 230 (только в сторону Вокзала), 239.

И напоследок - немного фото:

На сегодня всё. В следующий раз мы отправимся ещё южнее- перекрёсток улиц Ленина и Революционная.

Материал создан при поддержке канала "Уфимский транспорт" и группы "Уфимский электротранспорт".

Фотоматериалы: Сайты Трансфото, Домофото, Фотобас.