Возникшая пандемия, как бы парадоксально это не звучала, принесла определенные преференции Китаю, заключающиеся прежде в сего в новой роли «всесильного благодетеля», примеряемую на себя Поднебесной. И действительно, КНР получила отличную возможность помогать всем вокруг с медицинским обеспечением, пресловутыми масками, медикаментами и т.д. Не обошел Китай этой помощью и страны Центральной Азии: сообщения о поставках достаточно регулярно появлялись в СМИ и достаточно широко при этом раздувались. Вероятно, что таким образом Китай пытался снизить уровень антикитайских отношений, все более и более усиливающиеся в регионе в последнее время.
А снижать есть что. Традиционно синофобия как боязнь китайского засилья присутствует наиболее сильно в Казахстане. Однако, в последнее время интенсивный рост антикитайских настроений зафиксирован в Кыргызстане и Таджикистане. Причин для этого множество. На первом месте, конечно, стоит боязнь китайской экономической экспансии, в ходе которой КНР обильными инвестициями и финансовыми потоками «подминает» под себя различные сектора экономики стран Центральной Азии. Наиболее серьезное положение наблюдается в Таджикистане и Кыргызстане, которые ввиду слабости своих экономик постоянно пользуются широчайшей финансовой помощью Поднебесной. В итоге многие национальные предприятия, бывшие когда-то гордостью данных стран, незаметно для общественности переходят в руки китайских инвесторов. Свою роль в этом процессе играет и отсутствие полностью прозрачных связей между официальными лицами и представителями крупных китайских компаний. Например, у казахской общественности на слуху клише в виде «55 заводов», принадлежащих Китаю.
Такая же проблема чувствуется и более самостоятельном в экономическом плане Казахстане. Однако в добавок к экономическим страхам примешивается еще и настороженность по поводу ущемления казахов в Синьцзян-Уйгурском автономном районе и довольно болезненное прошлое казахско-китайских отношений. Отпугивает и замещение коренного населения на рабочих местах мигрантами из Китая.
Можно сказать, что наименее синофобия присутствует в Узбекистане, однако и там все чаще возникают вопросы к переходу национальных предприятий в руки китайских инвесторов. Масла в огонь подливает еще и активная информационная политика КНР, насаждающей свою идею-фикс «Один пояс, один путь» - лишь к этому одному этому «пути» и могут вести все дорожные карты экономического сотрудничества стран ЦА с Китаем.
Так что, на фоне всего вышеперечисленного, поставка средств биозащиты для борьбы с COVID-19 действительно выглядит заманчивым способом переменить настроения в умах людей.