Совершенствование конструкции автомобильных установок для бурения на заводе «Стройдормаш» в Алапаевске (Свердловская область) и появление в Горьком ГАЗ-66 стало причиной создания бурильной машины модели БМ-302Б. Об особенностях её устройства и области применения можно прочитать ниже.
Как появилась БМ-302Б?
Бурное развитие строительства воздушных линий электропередач, радио и телефонной связи в послевоенные годы стало причиной возникновения потребности в ямобурах на различных автомобильных и тракторных шасси. В Алапаевске своевременно заметили эту потребность и отреагировали созданием мощных бурильных установок.
Одной из них стала БМ-302Б, которую базировали на ГАЗ-66. Учитывая опыт производства БКГМ-АН-63, её стали монтировать на автомобиль с грузовой платформой. Такая компоновка позволяла не только расположить на автомобиле буровое и крановое оборудование и его узлы, но иметь место для перевозки различных инструментов и приспособлений, необходимых при выполнении бурильных и монтажных работ.
Автомобиль с уникальными характеристиками по проходимости позволял производить бурильные и монтажные работы в условиях полного бездорожья и значительно повысить производительность строительных работ при сокращении сроков. Он мог пробурить яму диаметром от 36 до 80 см и установить опору на глубину до 3 м. Это согласовывалось с требованием времени и позволило создавать востребованную технику.
Особенности устройства БМ-302Б.
- Работа гидроцилиндров установки обеспечивается гидросистемой, в состав которой входит масляный насос, трубопроводы, средства управления и рабочие механизмы в виде гидроцилиндров.
- Рама крановой установки прикреплялась к задней части рамы автомобиля. На ней установлен поворотный механизм бурильной мачты, позволяющий переводить её из транспортного положения в рабочее, при помощи гидроцилиндра. При движении автомобиля мачта лежит на опоре, расположенной за запаской.
- Бурение выполняется лопастным буром, который установлен на штанге квадратного сечения. Он имеет забурник и вооружён твёрдосплавными вставками, позволяющими работать на мёрзлых грунтах.
- Возвратно-поступательное движение штанги с буров осуществляется гидроцилиндром, расположенным внутри бурильной мачты. Вращение штанги выполняет конический редуктор гипоидного типа, названный вращателем.
- На мачте установлен оголовок с блоком, посредством которого осуществляется подъём груза. В крановую установку входит однобарабанная лебёдка с червячным редуктором, обеспечивающая возможность реверсивного движения крюковой подвески при монтаже опор.
- Привод лебёдки и штанги осуществляется от раздаточной коробки. Она приводится в действие, посредством карданного вала, от КОМ автомобиля и обеспечивает три скорости вращения бурильного инструмента, реверсивное движение рабочих механизмов и привод масляного насоса. Включение фрикциона, передающего крутящий момент на рабочие механизмы, осуществляется гидроцилиндром.
- Для разгрузки задней подвески от буровых и крановых нагрузок машина снабжена опорами с гидродомкратами.
- Рабочее место оператора располагается в задней левой части платформы. Оно снабжено сидением и пультом управления.
Где применяют БМ-302Б?
Ямобур на ГАЗ-66 нашёл широкое применение во многих областях экономики страны. Наиболее распространены БМ-302Б были в разведке и добыче полезных ископаемых, сельском и лесном хозяйстве и строительстве. Считается, что 4/5 всех воздушных проводных линий для передачи электричества, сигналов связи и радио, в советское время были возведены с применением алапаевских ямобуров.
Если у Вас есть опыт работы с этими машинами, расскажите, пожалуйста, в комментариях.
Другие публикации канала «Дневник оптимиста» можно увидеть здесь.