1,1K подписчиков

Советские автомобили. Бурильная машина БМ-302Б.

1,1K прочитали
Совершенствование конструкции автомобильных установок для бурения на заводе «Стройдормаш» в Алапаевске (Свердловская область) и появление в Горьком ГАЗ-66 стало причиной создания бурильной машины...

Совершенствование конструкции автомобильных установок для бурения на заводе «Стройдормаш» в Алапаевске (Свердловская область) и появление в Горьком ГАЗ-66 стало причиной создания бурильной машины модели БМ-302Б. Об особенностях её устройства и области применения можно прочитать ниже.

Как появилась БМ-302Б?

Бурное развитие строительства воздушных линий электропередач, радио и телефонной связи в послевоенные годы стало причиной возникновения потребности в ямобурах на различных автомобильных и тракторных шасси. В Алапаевске своевременно заметили эту потребность и отреагировали созданием мощных бурильных установок.

Ямобур БМ-302Б. Источник: https://stiproduction-a.akamaihd.net/uploads/tech_photos/8d/e3/30545/original_b95551b12b47adb9.jpg
Ямобур БМ-302Б. Источник: https://stiproduction-a.akamaihd.net/uploads/tech_photos/8d/e3/30545/original_b95551b12b47adb9.jpg

Одной из них стала БМ-302Б, которую базировали на ГАЗ-66. Учитывая опыт производства БКГМ-АН-63, её стали монтировать на автомобиль с грузовой платформой. Такая компоновка позволяла не только расположить на автомобиле буровое и крановое оборудование и его узлы, но иметь место для перевозки различных инструментов и приспособлений, необходимых при выполнении бурильных и монтажных работ.

Автомобиль с уникальными характеристиками по проходимости позволял производить бурильные и монтажные работы в условиях полного бездорожья и значительно повысить производительность строительных работ при сокращении сроков. Он мог пробурить яму диаметром от 36 до 80 см и установить опору на глубину до 3 м. Это согласовывалось с требованием времени и позволило создавать востребованную технику.

Особенности устройства БМ-302Б.

  • Работа гидроцилиндров установки обеспечивается гидросистемой, в состав которой входит масляный насос, трубопроводы, средства управления и рабочие механизмы в виде гидроцилиндров.
  • Рама крановой установки прикреплялась к задней части рамы автомобиля. На ней установлен поворотный механизм бурильной мачты, позволяющий переводить её из транспортного положения в рабочее, при помощи гидроцилиндра. При движении автомобиля мачта лежит на опоре, расположенной за запаской.
  • Бурение выполняется лопастным буром, который установлен на штанге квадратного сечения. Он имеет забурник и вооружён твёрдосплавными вставками, позволяющими работать на мёрзлых грунтах.
Схема бурильно-крановой машины БМ-302Б на ГАЗ-66. 1-автомобиль, 2-гидроцилиндр бурильной мачты, 3-бурильная мачта, 4-крюковая подвеска, 5-вращатель, 6-бур лопастного типа, 7-забурник, 8-гидродомкрат, 9-карданный вал, 10-раздаточная коробка, 11-коробка отбора мощности. Источник: https://helpiks.org/helpiksorg/baza2/33976389486.files/image153.jpg
Схема бурильно-крановой машины БМ-302Б на ГАЗ-66. 1-автомобиль, 2-гидроцилиндр бурильной мачты, 3-бурильная мачта, 4-крюковая подвеска, 5-вращатель, 6-бур лопастного типа, 7-забурник, 8-гидродомкрат, 9-карданный вал, 10-раздаточная коробка, 11-коробка отбора мощности. Источник: https://helpiks.org/helpiksorg/baza2/33976389486.files/image153.jpg
  • Возвратно-поступательное движение штанги с буров осуществляется гидроцилиндром, расположенным внутри бурильной мачты. Вращение штанги выполняет конический редуктор гипоидного типа, названный вращателем.
  • На мачте установлен оголовок с блоком, посредством которого осуществляется подъём груза. В крановую установку входит однобарабанная лебёдка с червячным редуктором, обеспечивающая возможность реверсивного движения крюковой подвески при монтаже опор.
  • Привод лебёдки и штанги осуществляется от раздаточной коробки. Она приводится в действие, посредством карданного вала, от КОМ автомобиля и обеспечивает три скорости вращения бурильного инструмента, реверсивное движение рабочих механизмов и привод масляного насоса. Включение фрикциона, передающего крутящий момент на рабочие механизмы, осуществляется гидроцилиндром.
Рабочее место оператора БМ-302Б. Источник: https://volgogradskaya-oblast.doski.ru/i/00/74/7476.jpg
Рабочее место оператора БМ-302Б. Источник: https://volgogradskaya-oblast.doski.ru/i/00/74/7476.jpg
  • Для разгрузки задней подвески от буровых и крановых нагрузок машина снабжена опорами с гидродомкратами.
  • Рабочее место оператора располагается в задней левой части платформы. Оно снабжено сидением и пультом управления.

Где применяют БМ-302Б?

Ямобур на ГАЗ-66 нашёл широкое применение во многих областях экономики страны. Наиболее распространены БМ-302Б были в разведке и добыче полезных ископаемых, сельском и лесном хозяйстве и строительстве. Считается, что 4/5 всех воздушных проводных линий для передачи электричества, сигналов связи и радио, в советское время были возведены с применением алапаевских ямобуров.

Если у Вас есть опыт работы с этими машинами, расскажите, пожалуйста, в комментариях.

Совершенствование конструкции автомобильных установок для бурения на заводе «Стройдормаш» в Алапаевске (Свердловская область) и появление в Горьком ГАЗ-66 стало причиной создания бурильной машины...-5

Другие публикации канала «Дневник оптимиста» можно увидеть здесь.

Совершенствование конструкции автомобильных установок для бурения на заводе «Стройдормаш» в Алапаевске (Свердловская область) и появление в Горьком ГАЗ-66 стало причиной создания бурильной машины...-6