Найти тему
Книжный Бродяжка

Лермонтов – дуэлянт, бретёр, философ. «Герой нашего времени» - это про него

Оглавление

Что положено делать юноше при встрече с очаровательной девушкой?

Правильно: начинать ухаживать.

Герой и автор смеются над собой

Молодой человек, чрезвычайно красивый, одаренный, богатый, в отличной спортивной форме впервые едет на Кавказ. Он умница: все подмечает, анализирует, правильно понимает.

Но при всем при этом попадает в нелепейшую ситуацию, о которой вспомнит потом со смехом.

Девушке восемнадцать лет. Ему – двадцать с небольшим. Он приглашает её на свидание. Она, естественно, отказывается. Тогда он прибегает к шантажу: грозит рассказать коменданту Тамани (дело происходит там) о связи её семьи с контрабандистами.

В этом эпизоде все от начала до конца нелепо. Ну, скажите: может ли быть блестящий боевой офицер гвардии его величества быть доносчиком? Нет, конечно. Просто ему нужна очередная победа, пусть не в военном сражении, а всего лишь в любовном.

И девушка делает вид, что соглашается. Но не так уж эта дикарка проста!

Что происходит дальше?

Он говорит денщику, чтобы не ходил следом, а только в крайнем случае прибежал на выстрел. Поправляет щегольской мундир, засовывает за пояс пистолет и спускается к морю.

Напоминаю: в Сочи черные ночи (Тамань у Сочи «под боком»).

Она во время прогулки на лодке вдруг начинает обниматься, при этом обыскивая кавалера. Обнаруживает и выбрасывает в воду пистолет, а самого его пытается вытолкнуть за борт.

Он, пренебрегая врожденной деликатностью, изо всех сил сопротивляется.

Она в результате сама оказывается за бортом.

Печорин за неё совершенно не переживает: она местная, «знает дорогу» домой, а главное – умеет плавать.

Он переживает за себя: в темноте потерял ориентацию, лишился пистолета, в борьбе выкинул вёсла и плавать не умеет.

Блестящий боевой офицер!

Роман, состоящий из повестей

Это хронологическое начало действия. Фабула: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч».

От эпизода к эпизоду Печорин теряет задор, надежду на личное счастье, жизненную энергию, и само желание жить. В финале этих событий у него не осталось сил даже руку приподнять для приветствия милого Максима Максимыча…

Зачем Лермонтову понадобилось «перетасовать» повести, расположить их произвольно, в ином порядке? Сюжет: «Бела», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

Вот зачем: чтобы приблизить нас к своему герою.

Сначала о нем с любовью рассказывает Максим Максим Максимыч, не понимающий ни его душевных терзаний, ни сердечных порывов.

Ах, как часто нас не понимают самые близкие и дорогие нам люди!

Затем мы видим Печорина глазами его современника и сверстника – путешествующего по Кавказу писателя. У них уровни образования и достатка схожи. Они могли бы стать понимающими друг друга собеседниками.

И, наконец, в последних трех повестях, нам представлена психологическая самодиагностика - безжалостный самоанализ типичного представителя своего времени.

Печоринские «странности»

Глаза его никогда не смеялись. Глубокая печаль, сродни тоски, навсегда поселилась в его душе. Подробно описывая внешность Печорина, рассказчик-писатель сравнивает его «породистость» с характеристиками породистых лошадей.

Это сравнение ничуть не принижает героя – знатока и любителя лошадей. Ведь он был таким искусным наездником, что про него простые солдаты говорили: «Держится в седле, как кабардинец. Нет, лучше кабардинца!»

По социальному положению мы бы сейчас его назвали «мажором». Он был представителем столичной аристократии, но не разленившимся барчуком, а деятельным, активным, удачливым воином-кавалеристом.

Подобно Онегину, он в ранней юности успел насладиться «всеми удовольствиями», но быстро ими пресытился. Плотские утехи стали вызывать у него отвращение.

Но, в отличие от Онегина, лермонтовский герой наделен способностью любить.

Здесь и кроется трагедия его сердца: он не может построить свое личное, семейное, счастье на союзе с возлюбленной Верой.

Навсегда потеряв Веру, блестящий боевой офицер рыдал, упав без сил в пожухлую степную траву. Это были его последние слезы.

У Печорина хватает мужества никого и ничего не винить в своих неудачах. Он берет ответственность за себя на себя.

Считая себя «по судьбе» несчастным, Печорин видит, как приносит несчастья и окружающим людям. И за это он готовится держать ответ. Вот куда уходят его жизненные силы.

Он сознательно отправляется на «погибель», полагая это справедливой расплатой.

Все оригинально в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Сюжет, фабула, композиция, персонажи, поступки, ситуации и вызов читателю. Роман завершен в 1840 году, и ничего подобного по уровню художественного совершенства до сих пор не написано.