Что положено делать юноше при встрече с очаровательной девушкой?
Правильно: начинать ухаживать.
Герой и автор смеются над собой
Молодой человек, чрезвычайно красивый, одаренный, богатый, в отличной спортивной форме впервые едет на Кавказ. Он умница: все подмечает, анализирует, правильно понимает.
Но при всем при этом попадает в нелепейшую ситуацию, о которой вспомнит потом со смехом.
Девушке восемнадцать лет. Ему – двадцать с небольшим. Он приглашает её на свидание. Она, естественно, отказывается. Тогда он прибегает к шантажу: грозит рассказать коменданту Тамани (дело происходит там) о связи её семьи с контрабандистами.
В этом эпизоде все от начала до конца нелепо. Ну, скажите: может ли быть блестящий боевой офицер гвардии его величества быть доносчиком? Нет, конечно. Просто ему нужна очередная победа, пусть не в военном сражении, а всего лишь в любовном.
И девушка делает вид, что соглашается. Но не так уж эта дикарка проста!
Что происходит дальше?
Он говорит денщику, чтобы не ходил следом, а только в крайнем случае прибежал на выстрел. Поправляет щегольской мундир, засовывает за пояс пистолет и спускается к морю.
Напоминаю: в Сочи черные ночи (Тамань у Сочи «под боком»).
Она во время прогулки на лодке вдруг начинает обниматься, при этом обыскивая кавалера. Обнаруживает и выбрасывает в воду пистолет, а самого его пытается вытолкнуть за борт.
Он, пренебрегая врожденной деликатностью, изо всех сил сопротивляется.
Она в результате сама оказывается за бортом.
Печорин за неё совершенно не переживает: она местная, «знает дорогу» домой, а главное – умеет плавать.
Он переживает за себя: в темноте потерял ориентацию, лишился пистолета, в борьбе выкинул вёсла и плавать не умеет.
Блестящий боевой офицер!
Роман, состоящий из повестей
Это хронологическое начало действия. Фабула: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч».
От эпизода к эпизоду Печорин теряет задор, надежду на личное счастье, жизненную энергию, и само желание жить. В финале этих событий у него не осталось сил даже руку приподнять для приветствия милого Максима Максимыча…
Зачем Лермонтову понадобилось «перетасовать» повести, расположить их произвольно, в ином порядке? Сюжет: «Бела», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».
Вот зачем: чтобы приблизить нас к своему герою.
Сначала о нем с любовью рассказывает Максим Максим Максимыч, не понимающий ни его душевных терзаний, ни сердечных порывов.
Ах, как часто нас не понимают самые близкие и дорогие нам люди!
Затем мы видим Печорина глазами его современника и сверстника – путешествующего по Кавказу писателя. У них уровни образования и достатка схожи. Они могли бы стать понимающими друг друга собеседниками.
И, наконец, в последних трех повестях, нам представлена психологическая самодиагностика - безжалостный самоанализ типичного представителя своего времени.
Печоринские «странности»
Глаза его никогда не смеялись. Глубокая печаль, сродни тоски, навсегда поселилась в его душе. Подробно описывая внешность Печорина, рассказчик-писатель сравнивает его «породистость» с характеристиками породистых лошадей.
Это сравнение ничуть не принижает героя – знатока и любителя лошадей. Ведь он был таким искусным наездником, что про него простые солдаты говорили: «Держится в седле, как кабардинец. Нет, лучше кабардинца!»
По социальному положению мы бы сейчас его назвали «мажором». Он был представителем столичной аристократии, но не разленившимся барчуком, а деятельным, активным, удачливым воином-кавалеристом.
Подобно Онегину, он в ранней юности успел насладиться «всеми удовольствиями», но быстро ими пресытился. Плотские утехи стали вызывать у него отвращение.
Но, в отличие от Онегина, лермонтовский герой наделен способностью любить.
Здесь и кроется трагедия его сердца: он не может построить свое личное, семейное, счастье на союзе с возлюбленной Верой.
Навсегда потеряв Веру, блестящий боевой офицер рыдал, упав без сил в пожухлую степную траву. Это были его последние слезы.
У Печорина хватает мужества никого и ничего не винить в своих неудачах. Он берет ответственность за себя на себя.
Считая себя «по судьбе» несчастным, Печорин видит, как приносит несчастья и окружающим людям. И за это он готовится держать ответ. Вот куда уходят его жизненные силы.
Он сознательно отправляется на «погибель», полагая это справедливой расплатой.
Все оригинально в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Сюжет, фабула, композиция, персонажи, поступки, ситуации и вызов читателю. Роман завершен в 1840 году, и ничего подобного по уровню художественного совершенства до сих пор не написано.