Премьеры сериала «Джульбарс» я ожидал по двум причинам. Очень хотелось посмотреть достойный и захватывающий фильм про пограничников и кинологов, но более всего хотелось, наконец-то, увидеть добротный, радующий взор и душу военный фильм. Увы, и на этот раз все мои чаяния и ожидания оказались напрасными.
Где-то в глубине души я даже был готов примириться с вероятными недостатками сериала, которые присущи практически всем нынешним российским фильмам, лишь бы в целом и общем «Джульбарс» после просмотра оставил положительные впечатления. Однако недостатков, всевозможных ляпов, «замусоленных до дыр» штампов, нестыковок, несуразиц, провальных эпизодов и целых серий в сериале оказалось столько, что в пору за голову хвататься.
Первое, что сильно начинает «напрягать» и раздражать во время просмотра, так это неимоверно тягучая манера показа. Есть две существенные разницы между обстоятельным и детальным повествованием, необходимым для раскрытия сюжета или образов главных героев, и между «тянучкой» не имеющей никакой смысловой нагрузки. Так вот, в «Джульбарсе» затянуто всё – диалоги, паузы между отдельными словами и фразами, взгляды, жесты, показы ближних и дальних планов.
Главных героев не так много, но их личные истории и прошлые связи долго держатся в тайне, преподносясь порционно, что в сочетании с «черепашьей скоростью» развития сюжета становится очевидным минусом сериала. Попытка показать внутренние переживания главных героев и периодические их воспоминания о прошлом, показаны в виде какой-то неадекватной рефлексии, а порой и истерии (особенно это касается капитана Ивана Шевцова).
Главных героев играют профессиональные, хорошо известные и талантливые актёры и актрисы, но и это обстоятельство никак не спасает сериал от провала. И Алесей Барабаш, и Николай Мачульский, и Мария Андреева сыграли гораздо хуже своих возможностей. Трудно сказать почему, возможно именно так и были прописаны в сценарии их герои, а может, такова была установка режиссёра.
Сам сюжет сериала прост (я не буду пересказывать его, вдруг кто-то ещё не видел «Джульбарса» и захочет посмотреть) и угадывается фактически с первой минуты. Только вот не понятно, зачем было растягивать действие фильма на восемь серий, когда вполне можно было обойтись и четырьмя? Возможно, в таком случае и восприятие было бы несколько иным.
Какие режиссёрские и сценаристские промашки, ошибки и ляпы (на мой взгляд) более всего портит и без того неудачный по форме и содержанию сериал? Прежде всего, сюжетная линия, связанная с Павлом Сергеевичем Поляковым – заведующим отделом обкома партии (эту роль играет Алексей Барабаш). Этот самый Поляков и есть главный отрицательный персонаж. Правда, по ходу фильма он начинает «перевоспитываться», но так и не стал «хорошим» человеком.
Отрадно, что авторы фильма не стали в очередной раз вводить в картину образ демонического «особиста». Однако секретарь обкома, который сам водит свою машину и госпитальный автобус, инспектирует военные части, вмешиваясь в дела областного отдела НКВД и даже приказывая комиссару госбезопасности 3-го ранга, это какой-то нонсенс! Затем партийный чинуша получает звание комбрига и идёт воевать в пехоту. В послесловии сказано, что он под Москвой командовал взводом (это лейтенантская должность). Одним словом, абсурд в квадрате.
Очень посредственно, а зачастую откровенно плохо, халтурно и недостоверно играют и актёры второго плана. Стараясь изобразить ту или иную эмоцию толи в силу своего непрофессионализма, толи из-за отсутствия стимулов и желания играть в полную силу, многие из актёров выглядят придурковатыми и несуразными. Совершенно ненатуральный получился образ батюшки, более похожего на средневекового палача криминальным прошлым.
Вновь если не полными дураками, то крайне недалёкими дилетантами и карикатурными болванами показаны немцы. Диверсанты высаживаются в нашем тылу, их никто не видел и пока не преследует. Они наспех тяп-ляп прячут парашюты так, что их тут же находят. Повстречав случайных мирных жителей, диверсанты их убивают, но даже не пытаются замаскировать тела. Когда же четырёх разведчиков, вооруженных автоматами, внезапно окружают красноармейцы, они за минуту успевают произвести лишь один выстрел на всех.
Погоня немецких мотоциклистов за госпитальным автобусом и последующий боксёрский спарринг между заведующим отделом обкома партии и солдатом Вермахта и вовсе можно смело отнести к категории «No comments». Из той же категории две очереди из «Дегтяря», которые эффектно свалили чуть ли не целую роту браво марширующих по холмистой дороге немцев. Ну, а приёму, при помощи которого якут Яша одновременно задушил руками и ногами двух матёрых фашистов, позавидуют и чемпионы ММА, и бывалые бойцы спецподразделений.
Очень плохо и с точки зрения зрелищности, реалистичности, качества спецэффектов, да и элементарной логики, сняты все без исключения батальные сцены. Идёт колонна советской пехоты по три человека в ряд. Налетают немецкие самолёты, дают пару очередей. Компьютерные трассеры, имитирующие пули, ещё не успевают коснуться земли, а вверх уже взмывают заметная непрофессиональному взору пиротехническая бутафория.
И вот показ итоговой работы пилотов Люфтваффе – три бойца ранены, все остальные убиты наповал. Причём трупы красноармейцев лежат симметрично в два ряда – справа и слева от дороги, уткнувшись лицом в землю. Такое ощущение, что никто из полусотни человек даже не пытался шага сделать в сторону для своего спасения. Даже лошадь, запряженная в телегу на момент налёта, спустя несколько секунд лежит среди павших бойцов, хотя никто её не распрягал.
На это ещё не всё. Главные герои, берут лишь одного раненого и везут его в госпиталь, бросив остальных нуждающихся в первой медицинской помощи, а ведь в автобус можно было несколько человек положить и посадить.
Очень непрофессионально и неправдоподобно сняты все перестрелки и финальный бой между наступающими немцами и курсантами пограничной школы служебного собаководства. А про географию сюжета вообще лучше промолчать. Не понятно откуда и куда наступают немцы, куда направляются части Красной армии и эшелоны с беженцами.
Не ясно, какой регион показан в сериале. Суда по натурным съёмкам – это Крым. Фильм посвящён подвигу 500 советских пограничников и 150 служебных собак, героически погибших 30 июля 1941 года около села Легедзино Тальновского района Черкасской области Украинской ССР.
За восемь серий складывается ощущение, что съёмки идут на территории какого-то заброшенного санатория или бывшего пионерского лагеря. Наблюдается какое-то бесконечное бесцельно е блуждание и перемещение советских бойцов, главных героев и немцев среди одних и тех же сосен, гор, равнин и пейзажей.
Единственные персонажи, которые вызывают положительные эмоции – это служебно-розыскные собаки, привлеченные к съёмкам фильма. В кадре они смотрятся вполне гармонично, естественно, расковано, по-собачьи трогательно и профессионально.
Я бы ни в коем случае не советовал смотреть «Джульбарс» как фильм, приуроченный к 75-летию Великой Победы. Я также не рекомендую просмотр этого сериал и тем, кто требовательно относится к содержанию и качеству военных фильмов. Тем, кто всё же планирует посмотреть «Джульбарса», я советую запастись терпением и повышенной стрессоустойчивостью.
Лично мне жалко времени, потраченного на просмотр данного сериала. Лучше бы я заново пересмотрел гораздо более интересные и качественные фильмы о служебных собаках, сражавшихся бок о бок с советскими бойцами в годы ВОВ, – «Чаклун и Рубма» или «Далеко от войны».
Все присутствующие в статье изображения символики Вермахта, частей СС, NSDAP, а также прочих военных, идеологических и политических структур нацисткой Германии, а равно цитирование высказываний военно-политических руководителей, самых разных представителей и современников Третьего рейха используются в данной публикации исключительно в историческом контексте и ознакомительных целях, а потому не являются и не могут служить какими-либо аспектами и элементами какой бы то ни было политической пропаганды, идеологии или агитации.
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)