Найти тему

Империя России. Часть 2. Третий Рим

Оглавление

Главной особенностью России на протяжении всех веков её существования являлась прочность имперского строя, сохранявшегося даже после самых страшных политических и экономических потрясений.

Илья Глазунов. Вечная Россия
Илья Глазунов. Вечная Россия

Российскую империю можно было преобразовать в другую её разновидность (как это происходило в начале 17-го, начале 18-го и начале 20-го веков), но развалить и уничтожить оказалось совершенно невозможно. Даже после формальной её гибели в 1917 году она вновь возродилась в ином, коммунистическом обличии. Распад СССР лишь вернул к жизни Россию в своих исторических границах середины 17-го века. Сильная централизация управления и сегодня остаётся её визитной карточкой.

Причиной такой стойкости является, конечно же, не рабская психология. Рабы не могут быть верными защитниками государства, и история падения Римской империи это наглядно показала.

Источником необыкновенной стойкости России с момента её рождения стала особая религиозно-государственная идеология, прочно проникшая в сознание основной массы русских людей. Коротко эту идеологию можно выразить всего двумя словами - «Святая Русь», в которых для русского человека того времени была закодирована вся вселенная (Подробнее о том, как и почему появилась идея Святой Руси см. в статье "Восхождение к России. Часть 4. Обретение духа": https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/voshojdenie-k-rossii-chast-4-obretenie-duha-5ebbf7a4996f5f65f3407116 ).

-2

Носитель идеи «Святой Руси» твёрдо знал, что является представителем избранной Богом страны, призванной стать центром мира в момент Второго пришествия и Страшного Суда. Это сознание божественного предназначения России налагало на каждого русского православного христианина особую моральную ответственность за сохранение и процветание своей страны.

Та же идея лежала в основе и самой русской империи. Другое название идеи «Святая Русь» - «Москва – 3-й Рим» означало, что божественное право на верховное управление всем православным миром перешло от утратившего власть Византийского императора к правителю русского государства, из чего следовало, что и титул императора тоже переходил к нему (Подробнее о создании империи России в конце 15-го века см. в части 1: https://zen.yandex.ru/media/id/5e81f6e3587fbc169934fdfe/imperiia-rossii-chast-1-velikii-podlog-5ec11c4838e7d258172a6574 ).

«Храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвёртому же не бывать.» (Послание старца Филофея к великому князю Василию. // Памятники литературы Древней Руси: Конец XV - первая половина XVI века. М., 1984. С. 441.)

Говоря о рабских традициях русского народа, критики России ссылаются обычно на долгий период существования в ней крепостного права, подразумевая под ним личную зависимость крестьян от хозяина земли (помещика и государства). Но такая форма зависимости существовала не только в России. В Западной Европе она возникла на 700-800 лет раньше, чем у нас (то есть примерно в 9-10 вв.).

Барщина у феодала
Барщина у феодала

Окончательно изжита она была там лишь в конце 18 - начале 19 вв. (просуществовав около тысячи лет), то есть всего на несколько десятков лет раньше, чем в России.

-4

Особенно жёсткие формы крепостничества сложились в Европе уже в период начала развития там капитализма (в 16 – 18 вв.), параллельно с расцветом плантационного рабства в Америке и Африке. Связано это было с бурной урбанизацией (опережающим ростом населения городов) в ряде стран Западной Европы, постоянно повышавшей спрос на сельскохозяйственную продукцию (в том числе хлеб).

Наибольшей урожайностью на Европейском континенте обладали чернозёмы нынешней Украины, причём для экспортного производства лучше пригодны были те, что располагались ближе к промышленным районам Запада, то есть на Правобережье (к западу от Днепра). Неудивительно, что именно там крепостническая эксплуатация крестьян достигла своих наиболее зверских форм. Между тем, вплоть до конца 18 века эта территория принадлежала не России, а Польше. Галиция же, после раздела Речи Посполитой (польско-литовского государства), вместе с южной Польшей досталась Австрии, и в состав Российской империи никогда не входила.

-5

Итак, крепостничество, не являлось специфической особенностью России. Появление его было естественным следствием слабости экономики на ранних этапах развития цивилизации, когда нехватка государственных средств на содержание сильной армии восполнялась раздачей конным воинам земель с крестьянами. Чтобы крестьяне не разбежались с этих участков, государство законодательно прикрепляла их к ним.

Отличительной же особенностью России долгое время являлся всеобщий характер крепостного права. Всеобщим его можно считать потому, что оно ограничивало в правах в пользу государства всё православное население России без какого-либо исключения (для неправославного населения в основном сохранялись порядки, существовавшие до включения его в состав империи).

Казалось бы, вот оно, прямое доказательство изначального рабства россиян. Однако и это кажущееся бесправие также можно считать отражением в государственных порядках моральных обязательств русского человека в соответствии с идеологией «Святой Руси». Сам царь тоже был частью этой системы и не имел морального права делать что-либо во вред православию и «Русской земле», поскольку считался её законным хранителем и защитником, поставленным для этого самим Богом, и лично ответственным только перед ним. Отсюда и происходила формально ничем не ограниченная власть русских царей над своими подданными, также как и готовность населения беспрекословно признавать эту власть.

-6

Надо сказать, что другого способа выживания, кроме предельного ограничения личных прав в пользу государства, у новорожденной России в то время не было.

Для выполнения всех стоящих перед ней, как империей, задач (установление контроля над Волжским, Донским, Днепровским и Западно-Двинским торговыми путями, удержание и расширение выхода в Балтийское и завоевание выходов в Чёрное и Каспийское моря), а также реализации политической части программы «Святой Руси» по освобождению всех русских земель от власти «латинян» (то есть католических Польши и Литвы) и обороны собственной территории у неё просто не было в нужном количестве ни традиционных средств, ни возможностей.

Россия во 2-й половине 16-го века
Россия во 2-й половине 16-го века

Отсутствие собственных залежей драгоценных металлов (уральские ещё не были разведаны) сильно ограничивало денежные запасы страны. Постоянное военное противостояние осколков распавшейся Орды серьёзно осложняло использование Волжского и Донского торговых путей, существенно ограничивая обороты российской торговли с Востоком и лишая доходов от неё российскую казну.

К подобным последствиям привело и начало в конце 15 века почти 100-летней (с небольшими перерывами) войны с Литвой за западные земли Руси. Пользуясь отсутствием русских портов на Балтике, прибалтийские соседи всячески стесняли русских купцов, тоже сдерживая, тем самым, экономическое развитие России и доходы её казны. В целом экономика только что объединённой страны была слишком слаба, чтобы дать государству средства на содержание развитого государственного аппарата и достаточных вооружённых сил по европейским образцам.

-8

В итоге, для реализации государственной стратегии России в 1-й половине 16-го века пришлось исходить из того, что было в наличии, то есть значительного количества государственной земли, с живущими на ней крестьянами, и готовности большинства русского населения к жертвам для поддержания «Святой Руси».

Таким образом, государственная система России приняла следующий вид:

Крестьянство, первоначально лично свободное (холопы составляли в 16-17 вв. лишь около 10 % всех крестьян), своим трудом (оброком и барщиной) обеспечивало возможность бессрочной военной службы государству профессиональной конницы (бояр и дворян), кроме того, вместе с «посадскими людьми» (горожанами) оно обязано было содержать само государство (платить дани и подати). На эти средства государство обустраивало территорию, укрепляло границы, а также держало государственных чиновников и дополнительную военную силу – профессиональную пехоту (стрельцов, пушкарей и городовых казаков).

-9

Бояре должны были, по царскому назначению, заседать в думе и других правительственных учреждениях, возглавлять в походе войска, за свой счёт нести посольскую службу.

Все без исключения обязаны были выполнять дополнительно любые распоряжения царской власти. Никто не имел права покинуть своё место или отказаться от своих обязанностей в отношении государства.

Конечно, в выстроенной по иерархическому принципу в условиях непрерывной войны очень несовершенной ещё системе власти неизбежны были злоупотребления ею на всех уровнях и, чем обширней становилась страна, тем больше происходило таких злоупотреблений, но это общая проблема и ахиллесова пята всех ранних государств, да и сегодня полностью изжить эти явления не удаётся нигде.

Жёсткая государственная централизация, впрочем, не доходила до местного уровня, где существовало самоуправление, по своей демократичности не уступавшее тогда лучшим европейским образцам.

Олицетворявший местную полицейскую власть губной староста являлся выборным лицом (прообраз более позднего американского шерифа), правда из числа местных дворян (воинов). Выборными были и руководившие городской жизнью (а также сельской округой на государственных землях) земские старосты. Они могли быть избраны как из дворян, так и из числа посадских людей. Один такой староста оставил яркий след в истории всей России, став главой её правительства в самые трудные для неё дни. Звали его Кузьма Минин.

-10

Если статья понравилась, ставьте лайк, Чтобы читать другие статьи автора, подписывайтесь на этот канал..