Найти в Дзене
МУЗОГРАФЪ

Что слушали в 1978/79 году? Часть пятая.

Оглавление

AC/DC - Highway to Hell

Песня была написана Ангусом Янгом, Малкольмом Янгом и Боном Скоттом. Считается, что легендарный гитарный рифф написал Малкольм Янг. "Дорога в Ад" - так описывали свою гастрольную жизнь австралийские музыканты в многочисленных интервью. Но есть версия, что название песни связано с Боном Скотом. Он жил в портовом австралийском городке Фримантл, а от его дома до паба The Raffles, где часто бывал он, нужно было ехать по Canning Highway, на которой достаточно часто из-за быстрой езды происходили ДТП с летальным исходом. Этому соответствуют строчки из песни:

No stop signs
Speed limit
Nobody’s gonna slow me down
Like a wheel
Gonna spin it
Nobody’s gonna mess me 'round
Нет знаков «Стоп"
И ограничений скорости
Никто меня не остановит
Как колесо
Буду вращаться
Никому со мной не справиться
-2

Мало того, что в названии песни фигурирует "ад", так и на обложках сингла и одноимённого альбома у Ангуса Янга присутствуют "рога дьявола и хвост". Добавим сюда строчку из песни с упоминанием сатаны - после всего этого музыкантов, конечно же, обвинили в сатанизме. AC/DC опровергла все эти домыслы.

Hey Satan
Paid my dues
Playin' in a rockin' band
Hey momma
Look at me
I’m on my way to the Promised Land
Привет, Сатана
Я отдал свои долги
Играя в рок-группе
Привет, мама
Посмотри на меня
Я на пути к Земле обетованной.

Композиция достигла четвёртого места в британских чартах, в США было лишь 47 место. Песня входит в Зал славы рок-н-ролла в Кливленде, занимает 258 место в списке "лучших 500" от Rolling Stone. Были и неприятные и трагические моменты. Так серийный убийца Ричард Рамирес утверждал, что свои преступления совершал под влиянием альбома группы, расшифровывая название группы как "антихрист/дитя дьявола" (Anti Christ/Devil's Child). Через полгода после выхода альбома, 19 февраля 1980 года, после очередной вечеринки скончался вокалист и фронтмен группы Бон Скотт, сказалось пристрастие к алкоголю. На его место пришёл Брайан Джонсон.

Queen - Don't Stop Me Now

Песня была написана Фредди Меркьюри в августе 1978 года, в швейцарском Монтрё. Музыка была основана на игре Фредди на рояле, за бас-гитару и ударные отвечали Джон Дикон и Роджер Тейлор, а у Брайана Мэя было лишь одно гитарное соло. Песня наполнена гедонизмом, беспечным весельем и максимальной свободой действий, без оглядки на последствия - всё это характеризует образ жизни Фредди в то время. Он обращается к окружающим , "не мешайте мне, не останавливайте меня, дайте мне наслаждаться жизнью на полную катушку". В песне он сравнивает себя с метеором, гоночной машиной, супергероем, ракетой, летящей к Марсу, спутником, прожигающим небо мистером Фаренгейт, секс-машиной, при этом все эти вещи и образы неуправляемые:

I'm a rocket ship on my way to Mars
Я — ракета на пути к Марсу,
On a collision course
Летящая по курсу столкновения.
I am a satellite I'm out of control
Я — спутник, я вне контроля!
I am a sex machine ready to reload
Я — секс-машина, готовая к перезарядке,
Like an atom bomb about to
Как атомная бомба, что вот-вот
Oh oh oh oh oh explode
О-о-о-о... взорвётся!

Песня вошла в альбом Jazz (1978) и вышла на сингле в январе 1979 года. В UK Singles она достигла 9-ого места, в США результат был намного скромнее - 86 место в Billboard Hot 100. Но с годами популярность песни лишь росла. Было исполнено множество кавер-версий, её часто используют в рекламе, на телевидении, в качестве саундтрека в фильмах, сериалах и компьютерных играх. В 2005 году знаменитая программа об автомобилях Top Gear назвали её лучшей песней для поездок на автомобиле. В 2018 году композиция заняла верхню строчку в американском хит-параде US Rock and Metal.

Don't stop me now
Не останавливайте!
I'm having such a good time
Мне так хорошо –
I'm having a ball
Я отрываюсь по полной!
Don't stop me now
Не останавливайте меня.
If you wanna have a good time
Хотите хорошо провести время?
Just give me a call
Просто позвоните мне!

Supertramp - The Logical Song

Это был первый сингл британской прог-рок группы Supertramp с самого успешного альбома Breakfast in America (1979). Песня была написана Роджером Ходжсоном и представляет из себя критику системы образования в Великобритании. Это достаточно личная, философская песня для Ходжсона, связанная с временем его обучения в школе-интернате. В начале песни из беззаботного, счастливого и прекрасного детства его отправляют в школу, где его должны научить ответственности, рациональности и расчётливости, сделать из него стандартного "уважаемого и презентабельного овоща" (Respectable, presentable, a vegetable!). В 2012 году в интервью Ходжсон говорил, что "в школах нас готовят к жизни только внешне, забывая о внутреннем мире, убивая в нём творчество и чувства, в результате у человека появляется вопросы - кто же я? Всё это сопровождается потерянностью и дальнейшим разочарованием у уже повзрослевшего человека".

Что касается слов песни, то Ходжсон сочинял песни следующим образом: наигрывая рифф на рояле произносил различные слова без смысла, искал то слово, которое идеально "ляжет" на мелодию. В этот момент таким словом стало "logical" (логичный). Ну и далее были рифмы: wonderful- magical, logical- practical, Clinical, intellectual, cynical.

When I was young, it seemed that life was so wonderful,
Когда я был молод, жизнь казалась мне такой прекрасной,
A miracle, oh it was beautiful, magical.
Чудесной, красивой, волшебной.
And all the birds in the trees, well they'd be singing so happily,
Казалось, что все птицы на деревьях поют так счастливо,
Joyfully, playfully watching me.
Весело, шутливо наблюдая за мной.
But then they send me away to teach me how to be sensible,
Но потом меня отправили учиться мыслить здраво,
Logical, responsible, practical.
Быть рациональным, ответственным, практичным.
And they showed me a world where I could be so dependable,
Мне показали мир, в котором я был таким зависимым,
Clinical, intellectual, cynical.
Равнодушным, рациональным, циничным.
-3

Композиция заняла 6 место в американском Billboard Hot 100 и 7 место в UK Singles Chart, входила в Топ-20 во многих европейских хит-парадах. Журнал Rolling Stone назвал её "маленьким шедевром", а Пол Маккартни своей любимой песней 1979 года. В 1980 году Роджер Ходжсон получил премию Айвора Новелло от британских композиторов и авторов песен за лучшую песню года.

Pink Floyd - Another Brick In The Wall (Part 2)

Ещё один хит с критикой школьного образования. "Второй кирпичик", пройденный этап жизни Пинк Флойда с знаменитого концептуального альбома британской группы, рок-оперы The Wall (1979). Песня, как собственно и весь альбом, были автобиографичны для Роджера Уотерса. Композиция отражает взгляды Уотерса на достаточно формальное образование в школах, руководствуясь на своём личном опыте учёбы в Кембриджширской школе. По его мнению учителей больше интересовала тишина в классах, чем понимание учениками учебных материалов, возможные вопросы, высказывание мнений по темам предмета. We don't need no education - использование неправильного двойного отрицания в припеве песни придаёт эффект категоричности, крайнего несогласия. Изначальная версия Уотерса с акустической гитарой была достаточно тоскливой, поэтому Боб Эзрин убедил его добавить элементы диско, песня стала более "живой". Он же предложил использовать школьный хор. Вместе с Уотерсом поёт Дэвид Гилмор, в отличии от первой части "стены". Автором феерической мультипликации в видеоклипе был аниматор Джеральд Скарф.

We don't need no education.
Нам не нужно никакого образования.
We don't need no thought control.
Нам не нужно никакого контроля мыслей.
No dark sarcasm in the classroom.
Никакого злого сарказма в классах.
Teachers, leave them kids alone.
Учителя, оставьте детей в покое.
Hey, Teacher, leave us kids alone!
Эй, учитель, оставь нас, детей в покое!
All in all it's just another brick in the wall.
В общем-то, это — лишь ещё один кирпич в стене.
All in all you're just another brick in the wall.
В общем-то, ты — лишь ещё один кирпич в стене.

Редкий случай, когда группа выпустила песню на сингле - это произошло в ноябре 1979 года. В 1979-1980 гг. сингл возглавлял хит-парады США, Великобритании, большинства стран Западной Европы, ЮАР, Канады и Австралии. Песня подверглась критике со стороны министерства образования Великобритании, а в ЮАР она была вообще запрещена - её стали использовать в качестве гимна протестующие темнокожие студенты - апартеид был в разгаре. Неприятная ситуация была с хором из Ислингтонской школы - им не заплатили за исполнение. Групп исправила это недоразумение - школа получила 1000 фунтов стерлингов, а участники хора получили билет на концерт, альбом и сингл. Песня занимает 384 место в списке The 500 Greatest Songs of All Time от журнала Rolling Stone.

Rolling Stones - Miss You

Песня была написана Миком Джаггером, когда он импровизировал на репетиции с клавишником Билли Престоном в 1977 году. Соавтором считается и Кит Ричардс, так как они работали в тандеме, независимо вместе или кто-то один из них написал песню, авторами указывали оба - Джаггер/Ричардс. Как и многие в то время группа решила поэкспериментировать со звучанием, добавить "немного диско". Чарли Уоттс, барабанщик группы, вспоминал, "что как-то они возвращались из клуба в Мюнхене, а Мик с удовольствием напевал песню Y.M.C.A. от Village People, мы были под сильным влиянием походов на эти дискотеки". Песня вышла на сингле в мае 1978 года и вошла в альбом Some Girls(1978). По словам композиции можно предположить, что песня о девушке, по которой скучает герой, тем более в тот период отношения Мика Джаггера с женой Бьянкой ухудшались и подходили к завершению. Но в интервью сам Мик говорил, что песня о эмоциях, о страстном желании.

You’ve been strung up for her too long,
You know – girls will come and go –
They’re just like streetcars…
I’ve been staying here too long,
Sometimes I feel so
Abandoned…
Ты так долго из-за нее переживаешь
Знаешь, девчонки приходят и уходят
Они, как трамваи…
Я уже давно торчу здесь
Иногда я чувствую себя таким
Покинутым…

Синглу покорилась первая строчка в американских чартах и "бронзовая" третья в Великобритании. В редакции 2011 года песня занимает 498 место в "списке 500" от Rolling Stone.

Electric Light Orchestra - Don't Bring Me Down

Песня, написанная Джеффом Линном, стала самым большим хитом британской группы в США, достигнув четвёртого места в Billboard Hot 100. И это был второй по значимости хит в Великобритании - №3 в UK Singles Chart. Выпущенная на сингле Don't Bring Me Down(1979) стала первой песней ELO, где не использовались струнные музыкальные инструменты. Сюжет песни о том, что девушка считает себя слишком хорошей для своего парня, что сильно расстраивает его.

-4

You got me running, going out of my mind
Ты меня загоняла, заставила сходить с ума,
You got me thinking that I'm wasting my time
Ты внушила мне мысль, что я трачу время впустую.
Don't bring me down, no, no, no, no, no
Не расстраивай меня, нет, нет, нет, нет, нет.
I'll tell you once more before I get off the floor:
Я повторю ещё раз, прежде чем двинусь с места:
Don't bring me down.
Не расстраивай меня (не обрезай мне крылья)

11 июля 1979 года была выведена из строя и сгорела над Индийским океаном орбитальная станция НАСА Skylab, фрагменты которой упали на территории Западной Австралии и ЮАР. В целях рекламы звукозаписывающая компания разместила в отраслевых журналах рекламу сингла с описанием, что он посвящён этой "ушедшей на покой" космической станции. Возможно, здесь хотели "притянуть" название песни - bring down можно перевести как "разрушать, уничтожить", то есть мольба орбитальной станции - не разрушайте меня. В конце песни слышен звук захлопнувшей металлической двери - это была противопожарная дверь в Musiclands Studios (основана Джорджо Мородером), в Мюнхене, где записывали свои творения ELO и многие звёзды тех лет.

Ramones - I Wanna Be Sedated

Одна из самых известных песен пионера панк-рока, американской группы Ramones. По одной из легенд идея песни пришла к Джоуи Рамону в больнице, в которой он оказался после прочистки носа горячим паром из чайника, который был похоже слишком ещё горячий. Сам же Джоуи рассказывал, что припев песни был написан в атмосфере бесконечных концертных туров в 1977-1978 гг. Они приехали в первый раз в Лондон на Рождество, когда все магазины и заведения были закрыты. Джоуи и Ди Ди от безысходности прости сидели в номере и смотрели американские фильмы по телевидению. Так и родился вот такой простой, незамысловатый текст. Впрочем, как и мелодия - в гитарное соло Джонни берёт одну ноту 65 раз подряд.

Twenty-twenty-twenty-four hours to go
I wanna be sedated
Nothing to do, nowhere to go-ho
I wanna be sedated
Just get me to the airport, and put me on a plane
Hurry, hurry, hurry, before I go insane
I can’t control my fingers, I can’t control my brain
Oh, no, oh, oh, oh, ho
Двадцать-двадцать-двадцать четыре часа подряд
Мне необходимо успокоительное
Нечего делать, некуда пойти
Мне необходимо успокоительное
Просто отвезите меня в аэропорт и посадите на самолет
Быстрее, быстрее, быстрее, пока я не сошел с ума
Я не чувствую пальцев, я теряю рассудок
О, нет
-5

Марки Рамон рассказывал в интервью, что при записи песни они вдохновлялись творчеством групп 60-ых гг., в особенности "участниками британского вторжения." Песня вошла в альбом Road to Ruin, вышла в качестве сингла в Нидерландах и США в 1979 и 1980 гг. соответственно. Rolling Stone поставил песню на 145 строчку в "списке пятьсот лучших". Композиция часто используется в фильмах в качестве саундтрека, на телевидении, записано много каверов. Видеоклип, в котором можно увидеть 24-летнюю Кортни Лав, появился только в 1988 году.

Jethro Tull - Heavy Horses

Песня и одноимённый альбом "Тяжеловозы", под авторством бесменного лидера уникальной британской группы Иэна Андерсона, были выпущены в апреле 1978 года. Альбом был посвящён животным, но центральной темой всё-таки были рабочие лошади, песня стала заглавной, на обложке альбома можно прочитать посвящение:

"Этот альбом посвящён хайлендской, уэльской горной, шетландской породам, феллам, дейлсам, кливлендской породе и другим местным рабочим пони и лошадям Великобритании, которые, какова бы ни была их стать, могут в самом деле считать себя ломовыми лошадьми, а также Люпусу, Фёру, Тиггеру и Мистлетоу, и, конечно, Шоне и юному Мастеру Джеймсу"

-6

Песня представляет из себя оду рабочим лошадям, одному из символов старой Англии. Сам Андерсон в интервью признавался, что особой любви к лошадям не испытывал,а к написанию песни его подвигла одна статья о этих лошадях, что когда-то очень важные для человека сильные животные теперь практически полностью вытеснены машинами. В какой-то степени получился "конный Aqualung" по мнению Андерсона.

Ломовые лошади движут землю подо мной,
а сзади плавно скользит плуг —
скользит плавно и непринужденно.
Сейчас вас, лошади, почти свели на нет
и нет для вас работы.
Трактор занят этим делом.
Давайте я подыщу молодую кобылку
для вашего гордого жеребиного племени,
чтобы сохранить вашу древнюю родословную.
И мы поместим вас рядышком в глубине рощи
за молодыми растущими деревьями (перевод Сергей Баранцов)

В этой красивой, атмосферной и своеобразной композиции, которую можно охарактеризовать как немодный фолк-рок, можно рассмотреть попытку Jethro Tull не поддаться соблазну, обойти модные тенденции того времени - панк-рок, синтипоп, диско. Песня не выходила на сингле, а вот альбом занял 19-ое и 20-ое места в чартах альбомов США и Великобритании.

The Police - Message In A Bottle

Песня со второго студийного альбома английской группы Reggatta de Blanc (1979) была выпущена синглом в сентябре 1979 года. Песня имеет ироничный характер: брошенный на произвол судьбы на необитаемом острове герой в надежде на спасение кидает в море бутылку с запиской SOS, но через год обнаруживает по его словам миллиарды бутылок на берегу с таким же посланием о помощи. Этот сюжет можно рассматривать как метафору, что он не один такой одинокий, есть также миллионы одиноких людей. Сам Стинг говорил, что написал песню на заднем сиденье автобуса, а вдохновила его духовная музыка, в детстве он пел в церковном хоре.

Walked out this morning, don't believe what I saw
Hundred billion bottles washed up on the shore
Seems I'm not alone in being alone
Hundred billion castaways, looking for a home
Я вышел прогуляться этим утром и не мог поверить своим глазам
Сотни миллиардов бутылок вынесло на берег
Похоже я не одинок в своем одиночестве
Сотни миллиардов выброшенных ищут дом

29 сентября 1979 года композиция"Послание в бутылке" возглавила UK Singles Charts и находилась там три недели подряд, входила в Топ-10 в хит-парадах ряда европейских стран . В США новинку не оценили - это было только 74 место. Журнал Rolling Stone включил песню в список "100 лучших гитарных песен" (№65). Песня стала одной из самых популярных на живых выступлениях группы, а позже и в сольной карьере Стинга.

I'll send an S.O.S. to the world
I hope that someone gets my
Message in a bottle, yeah
Я отправлю S.O.S. миру
Надеюсь кто-то получит мое
Послание в бутылке

Предыдущие выпуски:

Что слушали в 1978/79 году? Часть первая.

Что слушали в 1978/79 году? Часть вторая.

Что слушали в 1978/79 году? Часть третья.

Что слушали в 1978/79 году? Часть четвёртая.

Если вам понравилась статья, подписывайтесь, делитесь, ставьте лайки!

Подписываемся и на мой второй канал ГЕОГРАФЪ - интересные факты, тесты из мира географии и истории!