Найти тему

Принцессы нового призыва

Мода на сильных и независимых героинь добралась и до популярных сказок

В книге «Время желаний. Другая история Жасмин» принцесса из «Аладдина» становится настоящей воительницей и борцом за справедливость.

Книга известного подросткового писателя Лиз Брасвелл основывается на классическом сюжете диснеевского мультфильма, но при этом предлагает альтернативное развитие событий.

По знакомому нам сюжету в руки уличного воришки Аладдина попадает волшебная лампа с добрым Джинном. Житель лампы активно помогает юноше во всех его делах, в том числе — добиться любви прекрасной принцессы.

В книге Лиз Брасвелл в начале действия развиваются также, как и в оригинальном мультфильме. Но в решающий момент лампа оказывается в руках Джафара.

Всего за три желания злодей захватывает власть в Аграбе, а сам становится могущественным колдуном. Встреча Жасмин с Аладдином остается неизменной. Вот только обстоятельства, при которых она происходит, совсем иные. Парню и девушке придется вместе сражаться со злодеем. Жасмин из миловидной принцессы, флиртующей с юношей с улиц, придется превратиться в могучую воительницу, готовую идти на все ради собственного народа.

Такая волевая героиня, возможно, и удивит поклонников классических диснеевских сказок, но уж точно понравится современным подросткам. Ведь они уже привыкли к тому, что для настоящих героинь внимание симпатичного принца и красивая свадьба больше не является целью. Да и сами героини Young Adult все реже соответствуют традиционным представлениям о хороших девочках.

Главным оружием принцесс из старых диснеевских сказок, за исключением отважных Мулан и Покахонтас, были красота, доброта, скромность и покладистость. Золушка послушно выполняла сумасбродные указания злобной мачехи, Бэль с улыбкой и радостью наводила порядок в захламленном замке Чудовища, а Белоснежка с энтузиазмом готовила для семи гномов и драила их посуду. Героини современных подростковых сказок сохранили, пожалуй, только красоту и местами доброту. А вот покорность и услужливость они променяли на решительность и воинственность.

Пожалуй, последней героиней старого образца стала меланхоличная Белла Свон из «Сумерек», за внимание которой боролись брутальный оборотень Джейкоб и байронический вампир Эдвард, а сама она чаще выступала в роли пассивного рефлексирующего наблюдателя, чем активного участника событий. Собственно ключевой интригой вампирской саги было то, кого из обожателей выберет героиня и каким будет счастье красавицы и упыря.

Кумиры последних лет — Китнисс Эвердин из «Голодных игр» и Беатрис Прайор из «Дивергента» — в противовес Белле озабочены чем угодно, только не поисками простого женского счастья. Они заботятся о своих семьях, думают, как спасти друзей, ищут смысл жизни и только отмахиваются от внимания поклонников, которое отвлекает от по-настоящему важных дел. Одним словом, ведут себя как настоящие представительницы эпохи победившего феминизма. Любовь в списке их приоритетов занимает далеко не первое место.

Еще в ХХ веке вопросы феминизма волновали только взрослых серьезных писателей. В то время, как в XXI веке это движение стало неотъемлемой частью современной культуры.

Компания Disney, тонко чувствующая подобные перемены и дух времени предлагает нам новых героинь. «Храбрая сердцем» принцесса Мерида мечтает о приключениях, а не о замужестве, принцесса Эльза из «Холодного сердца», вынужденная скрывать свой дар, разрывается между долгом и возможностью быть собой, а ее сестра Анна моментально забывает о влюбленности, когда перед ее сестрой возникает опасность.

И наблюдать за такими самодостаточными персонажами не менее интересно, чем за хрупкой Золушкой.