Найти тему

ЭХ «КАТЮША»! ЛЮБОВЬ НЕМЦЕВ

© Фотохроника ТАСС БМ-13
© Фотохроника ТАСС БМ-13

Описание дантова ада будет послабее того, о чём рассказывал случайно выживший при обстреле станции Орша офицер вермахта, раненным взятый в плен.

Умирая, он умолял: «Я никому не смогу передать ваших секретов. Но скажите мне перед смертью, что это? Что это страшное, наваливающееся на нас сверху как гнев Божий?»

Так произошла 16 июля 1941 года в 15 часов 15 минут «презентация» новейшего оружия Красной армии – реактивных миномётов БМ-13, залпом 112 снарядов из семи машин в считанные секунды уничтоживших скопившиеся на железнодорожном узле многочисленные эшелоны с техникой и живой силой противника.

Одна из первых, экспериментальных установок БМ-13. Архивное фото
Одна из первых, экспериментальных установок БМ-13. Архивное фото

А двумя днями ранее, 14 июля, таким же огненным смерчем были испепелены немецкие войска с бронетехникой, собравшиеся на базарной площади городка Рудня Смоленской области. Днём позже была в щепки разнесена вместе с военной техникой и живой силой противника переправа через реку Оршица.

Солдатский устный телеграф германской армии мигом разнёс весть о неведомом секретном оружии русских, которое нарекли Stalinorgel («Сталинский орга́н») – из-за характерного звука, который издавали ракеты в полёте. Ужас, испытываемый от этого «концерта», многих гитлеровцев лишал разума.

Создатели «Катюши» И.Т. Клеймёнов, Б.С. Петропавловский, Г.Э. Лангемак (на фото слева направо).
Создатели «Катюши» И.Т. Клеймёнов, Б.С. Петропавловский, Г.Э. Лангемак (на фото слева направо).

В протоколах допроса немецких военнопленных отмечалось, к примеру, что «взятые в плен два солдата в деревне Попково (это во время Московской битвы, в январе 1942-го. – Авт.) сошли с ума от огня реактивных установок», а пленный ефрейтор добавил, что подобных «случаев сумасшествия в деревне Попково было много».

Наш солдатский фольклор, напротив, радостно приветствовал появление нового грозного оружия и дружно закрепил за ним имя, данное экспромтом. Говорят, что во время самого первого его применения, когда залп был дан с высокого крутого западного берега реки Малой Березины, один из бойцов-артиллеристов по фамилии Каширин запел в восторге популярную в те годы песню «Катюша». А сержант Андрей Сапронов, приданный батарее для связи с командованием, услышав её, так и доложил в штаб: «Катюша спела на отлично». Его поняли!

Командир первой батареи БМ-13 капитан Иван Андреевич Флёров Фото РИА Новости
Командир первой батареи БМ-13 капитан Иван Андреевич Флёров Фото РИА Новости

Любопытно, что солдатское прозвище оружия перекочевало даже в официальные документы германского командования. В докладе в ставку Гитлера одного из немецких генералов разведки говорилось буквально следующее:

«Залп батарей одного дивизиона этих „Катюш“, выпущенный за 15 секунд, – это огненный шквал. Он превращал в сплошное огненное месиво площади свыше 200 гектаров, находившиеся за 10 километров. Танки подбрасывает вверх, как мячи, с них срывало башни и гусеницы, и они отлетают на десятки метров… осколки, разогретые до 800°C поражают всю живую силу… даже в окопах и блиндажах».

Директивы из Берлина последовали незамедлительно: захватить, доставить в рейх для изучения…

Забегая вперёд, отметим: несмотря на то, что установки БМ-13, а позже и боеприпасы для них немцами были всё же захвачены, до самого конца войны немецким инженерам не удалось воссоздать их. Главное – химикам оказался «не по зубам» секрет русского ракетного пороха.

Горная «Катюша» и «Катюша», установленная на боевом катере.
Горная «Катюша» и «Катюша», установленная на боевом катере.

Немецкие реактивные миномёты Nebelwerfer, прозванные у нас «скрипухами» или «ишаками»; подобные системы наших союзников английские Land Mattress или американские Calliope – все они были столь далеки от совершенства, что не выдерживали никакой конкуренции с советской реактивной артиллерией. Наша «Катюша» оказалась поистине несравненной!