DJ Khaled, известен тем, что предупреждает свои десятки миллионов последователей в социальных сетях о группе злодеев, которых он называет “они.”
- Они не хотят, чтобы тебя мотивировали. Они не хотят, чтобы вы вдохновлялись, - кричит он в камеру. - Они не хотят, чтобы ты победила, пожалуйста, Эллен, держись от них подальше!
“Они", к которым взызывает Халед, - это явно зловещая сила. Но кто они такие? Халед предложил подсказки, когда он сказал Дегенересу: "это люди, которые не верят в тебя...это человек, который сказал тебе, что у тебя никогда не будет шоу Эллен.”
Халед использует мощный психологический Хак-козла отпущения. Представляя себе злодея, который замышляет против нас заговор, козел отпущения может быть эффективным способом мотивировать себя и изменить свое поведение. Конечно, как показала история, ужасные вещи могут произойти, когда люди действуют на основе беспочвенных теорий заговора. Но иногда противоядие находится в яде.
Халед не первый, кто использует эту технику. В "войне искусств" Стивен Прессфилд использует сущность, которую он называет "сопротивление", чтобы описать силу, замышляющую против творческой продукции. "У большинства из нас есть две жизни”, - пишет он. - Жизнь, которой мы живем, и непрожитая жизнь внутри нас. Между этими двумя стоит сопротивление. Он напоминает своим читателям: "сопротивление всегда замышляется против вас.”
Автор и дизайнер игр Джейн Макгонигал описывает похожую группу плохих парней в своей книге SuperBetter . Макгонигал обвиняет злодеев, таких как” Миссис Вулкан “и” убить трагического дракона", когда она теряет самообладание со своими детьми или чувствует жалость к себе.
Халед, Прессфилд и Макгонигал знают, что “они”, “сопротивление” и “плохие парни” на самом деле не существуют. Для Халеда это шутка, которая приводит мем в действие. Если бы Халед указал пальцем на реальную группу людей, намеревающихся саботировать его, скажем, как этническую группу или конкретную корпоративную организацию, его козлом отпущения не было бы смешно — это было бы злонамеренно.
Правильные Причины
Для продуктивного поиска козлов отпущения на работу важно не возлагать вину на что-то или кого-то слишком конкретного; если мы сделаем это, мы уклонимся от ответственности, чтобы изменить свои собственные действия.
Вместо этого нам нужно найти глубинные причины нашего поведения, что требует постановки трудных вопросов — тем более, что наша интуиция часто ошибочна. Может быть, мы не пьем нездоровую пищу или видео на YouTube из-за удовольствия от того, что мы потребляем, но из-за более глубоких проблем, потребляющих нас. Возможно, истинная причина, по которой мы позволяем нашим телефонам прерывать ужин, заключается не в том, что мы зависим от наших телефонов, а в том, что мы зависим от работы.
После того, как мы определили наше саморазрушительное поведение, следующая задача-реализовать изменение, которое может быть трудным, если мы думаем, что то, что происходит с нами, находится вне нашего контроля. В таких ситуациях легко почувствовать себя беспомощным и сдаться. Именно здесь козел отпущения может быть использован в наших интересах. Направляя свой гнев и тревогу на невидимых им , силы, работающие против нас, кажутся более осязаемыми, и поэтому мы чувствуем, что у нас есть больше сил, чтобы бороться с ними.
Вы бессильны, если вы так думаете
В нескольких недавних исследованиях была отмечена тесная связь между тем, как мы думаем о нашей способности действовать, и нашими последующими действиями. Например, чтобы определить, как люди чувствуют контроль над своей тягой к сигаретам, наркотикам или алкоголю, исследователи проводят стандартный опрос под названием Craving Beliefs Questionnaire (CBQ) (Анкета веры в тягу). Оценка изменяется в зависимости от того, какой наркотик выбрал участник, но, как правило, в ней представлены такие утверждения, как "Как только начинается тяга... я не могу контролировать свое поведение", а тяга "сильнее, чем моя сила воли". То, как люди оценивают эти высказывания, говорит исследователям о том, насколько сильными или бессильными они чувствуют себя перед лицом своего искушения. Более низкие оценки показывают, что испытуемые считают, что они в большей степени контролируют себя, в то время как более высокие оценки коррелируют с людьми, которые верят в то, что наркотики или другое принуждение контролируют их.