Вопрос о том, что необходимо «фильтровать» попадающую в сеть информацию, активно муссируется уже несколько лет, и постепенно свободе слова завязывают узлы. Но любопытно не только, как будут предприниматься такие решения на государственном уровне (это очевидно и уже есть конкретные шаги в этом направлении), а как это отразится на поведении компаний в виртуальном пространстве.
Февраль богат нововведениями
Сейчас в подходе компаний к работе со своей аудиторией – настоящая революция. Ставка не «на спорт» и моментальный выигрыш, сейчас главный приз – доверие и вирусная лояльность. Захватить внимание старым, дедовским методом, заваливая тоннами бесполезного контента уже не то. Next level. Теперь все про качество и диалог. За фэйковые новости можно даже получить «неуд.» и остаться на второй год за неуспеваемость в то время, как твои конкуренты будут двигаться дальше (и зарабатывать больше). В феврале 2020 случилось два события, определяющих дальнейшее развитие в сфере контента:
- Facebook Inc запустила инициативу фактчекинга с агентством Рейтер, подразделением Thomson Reuters Corp, контента (новости, фото, видео), размещенного на своей площадке, а также в Instagram. Такая же договоренность есть с Associated Press и AgenceFrance-Presse.
- Британское правительство озвучило свой план по расстановке точек над «и» в вопросе регулятора интернет-контента. В итоге представленные на рассмотрение еще год назад полномочия по взиманию штрафом с нарушителей «онлайн-экологичности» теперь становятся реальностью. И этим будет заниматься Ofcom – британское неправительственное агентство, которое получит право накладывать санкции на компании, не справившиеся в полной мере с предотвращением появления «вредоносного контента, террористических материалов и информации о жестоком обращении с детьми». Оставшись без уточнения, о каких именно санкциях идет речь, компании, использовавшие соцплощадки, автоматически попали в «группу риска». Например, в Германии компании могут быть оштрафованы в случае, если ненавистный контент не будет удален в течение 24 часов. Подобные требования уже заинтересовали борцов за права человека – они предрекают введение цензуры.
И вроде всё понятно: правила игры ясны, все перечитали Маяковского и уяснили, «что такое хорошо и что такое плохо». Но не всё так просто.
Притча о Билли Миллигане
В начале марта 2019 года Марк Цукенберг сообщил в своем блоге на Facebook о том, что пользователи соцсетей нуждаются в безопасности. Также он сказал, что в этих вопросах необходимо активное участие представителей на государственном уровне и регулятивных организаций. Тем не менее, призывая к мониторингу и ограждению от «вредоносного контента», социальные сети сами же не реагируют с опережением на подобные истории. Один из этих примеров – трагические события в Новой Зеландии. 15 марта 2019 года была совершена атака на мечети Аль-Нур и Линвуд в городе Крайстчерч. Стрелок транслировал нападение в режиме онлайн в Facebook в течение 17 минут. Соответственно, кадры теракта молниеносно разлетелись по всем соцсетям. Если в Facebook и смогли удалить онлайн-трансляцию и весь шок-контент, то Twitter и YouTube были в силах оперативно удалить только профиль стрелка. И это далеко не первый случай, когда социальные сети попались на раздвоении своих постулатов.
Вывод: После введения мер по регулированию публикуемого контента в виртуальной сети, фактчекинг плотно вошёл в «timetable» компаний, став критически важным элементом в «новом» информационном пространстве.
Есть мысли? Делись!