Приветствую вас у меня в книжном магазинчике. Речь сегодня пойдет о великой женщине, матери, поэтессе Ольге Берггольц. В те страшные дни Блокады ее голос и ее стихи помогали тысячам ленинградцев пережить это страшное время, давая силы вставать с кровати и не потерять человеческое лицо. Моя соседка, пережившая блокаду ребенком, говорила, что они ждали, когда по радио будет выступать «блокадная Мадонна», как тогда ее называли. Умирая от голода и истощения, они слушали ее обращения и верили, что доживут до Победы. Голос Берггольц был для них символом Победы. Судьба самой поэтессы трагична и неоднозначна, как история ее любимого города.
Родилась Ольга Берггольц 16 мая 1910 года, на окраине Петрограда, в старинном доме у Невской заставы. Родные называли ее Ляля, она росла в семье обрусевшего немца Федора Христофоровича Берггольца, который был хирургом и Грустилиной Марии Тимофеевны, бывшей дворянке. У Ольги была сестра Мария, но родные звали ее Муся. Воспитанием девочек занималась мать и гувернантка. Но революция и последовавшая за ней Гражданская война внесли свои коррективы в обычный, мирный образ жизни семьи. Ее отец отправился на фронт полевым хирургом. Голод и общая неразбериха вынудили семью покинуть город и отправиться в Углич. Там маленькая Ольга и пошла в трудовую школу No117, которую закончила в 1926 году. Семья жила в жутких условиях, их поселили в маленькие комнаты, которые ранее были кельями монахов при Богоявленском монастыре. Голод, нищета и вши, делает их жизнь невыносимой. Вернувшийся с фронта отец, спешно забрал их обратно в Петроград. Не смотря на общую обстановку мать старалась дать им все необходимое и воспитывала их «тургеневскими девушками», как она говорила. Играла им на фортепьяно и учила их музыке, читала им стихи. В мирное, дореволюционное время, они непременно бы стали гимназистками учились бы в Институте благородных девиц. Но постреволюционное время диктовало свои правила и моду. Отец был атеистом и внес свои коррективы в их воспитание, учил их, что религия это предрассудки. И верующие это пережиток прошлого.
Ольга быстро приняла реалии, в четырнадцать лет стала пионером, была активисткой и вступила в ряды ВЛКСМ. Вот тогда она и начала писать свои стихи – первым произведением был стих «Пионерам». Когда ей исполнилось 15 лет, она стала посещать рабочий клуб, где было создано литературное объединение для молодежи «Смена». Молодые люди, писавшие стихи, читали их в клубе, обсуждали, проводили вечера встреч, на которые приходили мастера пера, такие как: Владимир Маяковский, Иосиф Уткин и многие другие. Они слушали юных поэтов и делились советами и мастерством. В 1925 году рассказ Ольги «Заколдованная тропинка» был напечатан в журнале «Красный галстук». А позже пламенные строчки «Песни о знамени» были опубликованы в газете для детей и подростков «Ленинские искры». Талант девушки был сразу оценен. Однажды молоденькая Ольга выступала на поэтическом вечере в клубе «Смена» и декламировала произведение «Каменная дудка», которое было одним из ее первых авторских сочинений. После выступления к ней подошел Корней Иванович Чуковский, и, обняв ее за плечи, похвалил ее произведение и сказал, что ее ждет великое будущее, она будет великой поэтессой.
Но творческая жизнь молодой поэтессы развивалась медленно. Ведь в те годы таких молодых, талантливых, верящих в идеалы революции юных поэтесс с горящими глазами было много. Ольга ничем не отличалась от своих коллег по литературному цеху. И вот в 1926 году Берггольц со своим коллегой по клубу «Смена» Борисом Корниловым, поступает на курсы искусствоведения при Институте истории искусств. Там и завязывается ее роман с Борисом, она влюбляется в него без памяти. И в 1928 году, когда ей было всего восемнадцать лет, она выходит за Корнилова замуж. И в том же году 13 октября на свет появляется их дочь Ирина. Но, к сожалению, в возрасте 7 лет, в 1936 году, маленькая Ирина умирает. Но это уже будет после развода Бориса и Ольги. Их брак не выдержал постоянных скандалов, упреков измен и пьянства Бориса и в 1930 году супруги расстались.
Ольга, заканчивает филологический факультет Ленинградского университета и летом 1930 года, преддипломную практику Ольга проходила во Владикавказе. Она была покорена и восхищалась Кавказом, испытывая небывалый творческий подъем и вдохновение. После возвращения ее творческая копилка пополнилась более 30 произведений, которые взяла в печать газета «Власть труда». По долгу своей журналисткой работы объездила Осетию от Владикавказа до Тифлиса. Работа журналиста помогла ей больше узнать жизнь и обычаи людей. Она была влюблена в Кавказ, и планировала вернуться и поселится в этих живописных краях после окончания университета.
Но жизнь распорядилась по-другому. После получения диплома Ольга была распределена в Казахстан корреспондентом газеты «Советская степь». В том же 1930 году, после развода, в жизни Ольги появляется другой мужчина, ее однокурсник Николай Молчанов. Николай долго ухаживал за поэтессой, был в нее сильно влюблен, но Ольга долго не отвечала ему взаимностью. После развода с Борисом, она вышла замуж за Николая и уехала с ним в Казахстан. Не смотря на аскетический образ жизни и плохие бытовые условия, молодая семья была счастлива. Ольга писала статьи, выпустила свой первый поэтический сборник для детей, под названием «Зима-лето-попугай». В 1931 году Николай и Ольга вернулись в Ленинград. Ольга устроилась на работу в газету предприятия «Электросила». Она продолжает писать и в 1935 году публикует книгу своих стихов, дав ей простое название - «Лирика». В 1932 году родилась вторая дочь Майя, но через год девочка умерла. А в 1934 году Берггольц приняли в Союз писателей. Но с этого года начинается самый трагический период в жизни поэтессы.
1 декабря 1934 года в Смольном был убит Сергей Киров. Это убийство повлекло за собой «чистки» в Ленинграде. И в 1937 году была выявлена группа литераторов, в которую был записан и бывший муж Берггольц - Борис Корнилов. Литераторы были объявлены «врагами народа», и были арестованы. Ольга проходила свидетелем по этому делу, в то время она была на большом сроке беременности. После очередного допроса она попала в больницу где у нее случился выкидыш. В связи с этим делом Берггольц исключили из Союза писателей, как имевшую связь с врагом народа. А после последовало увольнение с работы. Ольга была вынуждена устроится на работу в школу, где преподавала русский язык и литературу. Но в январе 1938 года вышло постановление «об ошибках парторганизаций». Это дало возможность Ольге Берггольц на послабление и она написала заявление на восстановление ее в Союзе литераторов. Весной ее восстановления и взяли обратно в заводскую газету. А бывшего мужа Бориса Корнилова в 1938 году расстреляли. Но на этом все не закончилось и уже в конце того же года Ольгу арестовали вновь. Обвинив ее в участии в террористической группе троцкистов, которая готовила покушение на Андрея Жданова и Климента Ворошилова. Ее посадили в тюрьму, а она уже была снова беременная. Ее держали в холодной камере. На допросах она подвергалась избиениям и пыткам, где из нее выбили признательные показания. После очередных побоев, она потеряла ребенка, он родился мертвым прямо в тюрьме. Это окончательно добило Ольгу. После выкидыша она больше не могла иметь детей. Под давлением она дала признательные показания. Ей грозил расстрел. От расстрела Ольгу Берггольц спасла защита знаменитого Александра Фадеева (автора "Молодой гвардии"). Фадеев был одним из любимых авторов Сталина, это позволило ему прийти на помощь Ольге. Дело о покушении закрыли, после чего Ольгу восстановили в Союзе писателей. И наступил более-менее спокойный период жизни у Ольги и Николая. Но тихому семейному счастью опять не суждено было продлится долго. Началась Великая Отечественная война.
Когда началась блокада, Ольга и Николай находились в Ленинграде и по мере своих сил защищали его. У Николая была инвалидность, но, не смотря на болезнь, он пошел на фронт строить укрепления Лужского рубежа. В 1942 году от голода и физических нагрузок у Николая обострилась эпилепсия и он был отправлен в госпиталь, где в 29 января скончался на руках у Берггольц. Позже в 1965 году она посвятила ему книгу «Узел».
В те сложные и страшные дни поэтесса ежедневно стала выходить в эфир из Дома Радио, поддерживая дух бойцов и обычных горожан. Ольга читала свои стихи, которые были пронизаны болью и горечью, а так же верой в скорую победу. Позже весной 1942 года у поэтессы диагностировали дистрофию, друзья переправили ее в Москву, спасая жизнь. Но через два месяца Ольга вернулась в Ленинград. Она не могла быть вдали от своего города. Радиопередачи Берггольц, помогали всем выжить. После войны был издан сборник «Говорит Ленинград». Тогда же Берггольц написала «Ленинградскую поэму», где перед читателями встает образ осажденного города. Из-под пера Ольги Федоровны в те страшные годы родилось много произведений.
После окончания войны Ольга выпустила книгу «Дневные звезды» основанную на ее дневнике, который она начала вести еще 1923 году. Книга была хорошо принята, автор была оценена и награждена орденами и медалями. Но главной наградой стала народная любовь. Известные всем строчки поэтессы высекли на мемориале Пискаревского кладбища:
Никто не забыт и ничто не забыто».
Казалось бы, вот сейчас начнется спокойная жизнь, но трудности в жизни Ольги Берггольц не закончились даже после Великой Победы и завершении войны. Поэтессу обвинена в тесной дружбе с Анной Ахматовой. И снова началась травля, в связи с которой ее книгу «Говорит Ленинград» изъяли из библиотек. Зимой 1948 г. скончался отец поэтессы. Все пережитое сказалось на душевном здоровье поэтессы и она попала в больницу для душевнобольных. После лечения Ольга Федоровна стала писать пьесы, которые начали ставить в театрах Ленинграда.
Счастье в жизни Ольге Берггольц улыбалось редко. Но она была лучом света для тысячи Ленинградцев. Ольга Федоровна Берггольц покинула этот мир 13 ноября 1975 года. "Музе блокадного Ленинграда" было 65 лет. Похоронили на Пискаревском кладбище, среди друзей, умерших в блокаду, как она и завещала.
Заходите в мой книжный магазин тетушки Фло, приводите друзей и знакомых. Ставьте лайки и комментируйте. Ведь в спорах рождается истина. А так же советуйте, что почитать в рамках моего марафона «Ни дня без книги».