Найти в Дзене
ВОСЬМИДЕСЯТНИК

Про белые розы - как ретро эксплуатируется в России

Оглавление

Российские музыканты играют на светлых воспоминаниях - оценим как.

Россия-матушка подобна Хованскому (а может и наоборот, тут сложно сказать) - до нее все тренды доходят с опозданием. Казалось бы, еще с начала нулевых существует такой во всех смыслах странный феномен, как "Дискотека 80-ых". Толпы людей абсолютно всех возрастов радостно пляшут под треки приямком из 70-80-ых годов, пока на сцене сменяют друг друга вроде как всемирно признанные C.C.Catch и Alphaville, так и Юра Шатунов со Львом Лещенко, проси Господи. Отдельные программы на радиостанциях и телешоу, посвященные музыке прошлого, казалось бы должны были заложить благодатную почву для отечественного ретровейва.

Почти 20 лет стабильной работы некромантов. Перебоев не замечено.
Почти 20 лет стабильной работы некромантов. Перебоев не замечено.

Но, как известно, ностальгия по 80-ым на территории СНГ привела к появлению совьетвейва, который вообще что-то уникальное по своей природе. Отечественные ретровейверы начали появляться уже под влиянием западных исполнителей, а тренд ностальгии по 80-ым к современным музыкантам начал доходить почти что вчера (хоть кто-то начал пытаться в ретровейв позже меня). К каким результатам это привело - мы сегодня и оценим.

LITTLE BIG - SKIBIDI (romantic edition)

Не, будто бы кто-то ожидал другого. Группа, вытащившая рейвы из душных клубов на гигантские стадионы, в числе первых решила использовать ретровейв самым прямым и, по-хорошему, тупым способом. Ильич и компания просто взяли порвавший все топы "Skibidi", перезаписали его на новый лад, обозвав Romantic Edition (прям в стиле тех самых сборников), и выкатили клип. Последний же можно просто весь брать и запихивать в Kung Fury, целостность фильма сохранится полностью. Можно, конечно, немного пожурить Little Big за отсутствие новизны этакой "русскости" всего что есть в клипе, но кто я вообще такой, чтобы так поступать? Тем более, что группа работает именно в пародийном и всеевропейском ключе.

Дима Билан - Про белые розы

А вот здесь уже витает та самая РУССКОСТЬ, аж березу обнять захотелось. Вообще с Биланом вышла странная история - после побед на Евровидении про него как-то вообще не было слышно. А между тем музыкант пытался в стороннюю деятельность - создал альтернативный проект Alien24 и прям старался в англоязычный синтипоп, но такое исполнение никому так и не зашло. И вот, Билан пришел (а может и к нему пришли, свечку не держал) к главному реаниматору отечественной эстрады, Саше Гудкову, и предложил переосмыслить музыку прошлых десятилетий. "Про белые розы" - это квинтэссенция российской поп-музыки 80-90-ых годов, можете прям начинать загибать по пальцу на каждую цитату. И вместе с тем - то самое переосмысление времени, про которое я здесь вечно твержу. Гудков с Биланом выносят ему приговор, но мы не будем столь категоричны.

Дима Билан - Полуночное такси

Оооокей, а на что способен Билан в этом направлении без таланта Гудкова? Как показывает "Полуночное такси", мало на что. На первый взгляд много элементов на месте: ярко выраженный синтезатор, но уже в современном звучании, съемка под VHS, неоновое освещение и ч/б. Одна проблема - бессмысленный текст про полуночное такси (которое рекламирует Gett) не выступает клеем для всего этого визуала, скорее даже наоборот. Клип с песней - это скорее набор никак несвязанных между собой образов, за которыми нет ничего кроме слова "попса" в самом плохом смысле этого слова. И отсылка к "Красотке" в самом конца - символ всей этой бессмыслицы.

Но вышка в этом отношении - Сергей Лазарев со своим "Lovi". Думаю, задумывался он примерно так: "Так, посоны, что у нас там популярно? Восьмидесятые? Ну окей, добавим синтезатора больше обычного. Неон? Ну, вставлю пару слов в песню. И дайте мне очки с кожаной круткой, чтоб круче смотреться. Так, а где там снимали "Лицо со шрамом"? В Майами, точно. ВЫЛЕТАЕМ В СРОЧНОМ ПОРЯДКЕ!". Весь клип - это скорее какое-то видеосопровождение к караоке с панорамами города без какой-либо стилизации. Подобное можно разве что на вапор-ремиксы пускать, а от такой пошлой и необдуманной эксплуатации становится немного противно и даже грустно.

Это все - примеры, что называется из вышки, но ведь есть еще толпа малоизвестных российских музыкантов, куда более близких к смысле ретровейва, чем примеры выше. Отписывайтесь, кого из них вы, возможно, знаете. Мне, к примеру, "Стереополина" сразу пришла в голову. Слушайте качественную попсу и держите руки чистыми, они не должны быть "немного грязными".

Красивая любовь к "совку" - визуальная эстетика Sovietwave
На кислотной пленке - «Бык» Бориса Акопова (2019)
ОНО и VICE CITY - не ретровейв