Наверняка вам знакома эта легенда. Жан-Луи Дюпор, классик виолончельной музыки, однажды играл в Тюильри императору Наполеону. Играл, между прочим, на виолончели работы самого Страдивариуса, выполненной из дерева, которое сам мастер берёг как зеницу ока. И купленную Дюпором за 30 тысяч франков! Наполеон пришёл в восторг, так легко и страстно звучал инструмент. С решительностью офицера он вскочил на ноги и кинулся к Дюпору:
- Дайте мне виолончель, я хочу сам попробовать!
Дюпор нехотя отдал инструмент и тут же заорал страшным голосом: сверкающие шпоры Бонапарта поцарапали виолончель!
Та царапина сохранилась и по сей день.
С 1974 года на израненной шпорой Наполеона виолончели играл Мстислав Ростропович. Своё первое прикосновение в ней он сравнил с объятиями Софи Лорен. В объятиях Ростропович знал толк.
Когда его спрашивала о любимом инструменте, он остроумно отвечал, что у него два великолепных инструмента, на которых он играет на концертах. Это жена, виолончель Сториони, которую он взял ещё в Москве и уже 30 лет не расстаётся с нею.
Но есть у него и любовница - тот самый инструмент работы Страдивари. Дивная виолончель, поющая прекрасным женским голосом. Сам маэстро считал виолончель самым страстным, самым эротичным инструментом, и недоумевал, как виолончель у французов может быть мужского рода! Конечно, она может быть только прекрасной дамой.
Мстислав Леопольдович поделился соображением, что, по возможности, любовница должна быть красивее жены. А виолончель Страдивари-Дюпора, надо признать, красивее, чем моя жена, сказал он. Тогда его спросили не ревнует ли Галина Павловна к этому, столь любимому маэстро инструменту. Он пожал плечами:
- В жизни я не имею любовницы. Не могу найти женщины красивее Вишневской!
Вишневская хмуро добавила:
- Любовницу-виолончель я стерплю.
Правда, ходили слухи, что сразу после смерти Ростроповича виолончель Страдивари была продана по рекордной цене. Но это оказалось фейком - судьба возлюбленной великого маэстро неизвестна.