Может ли какой-нибудь из современных заводов похвастаться тем, что его проходная является украшением заводского здания? Вряд ли. А вот проходная-контора прядильной фабрики "Веретено" с ротондой, увенчанной парящим в воздухе Меркурием, является украшением не только здания, но и набережной Обводного канала.
История фабрики началась в 1835 году, когда предприниматель Александр Вильсон, коммерции советник Карл Мейснер, купец Карл Клейн и иностранные подданные Д. Лодер и В. Д. Буск учредили общество "Российская бумагопрядильная мануфактура".
Постановление об учреждении бумагопрядильной компании на паях было высочайше утверждено 9 июля 1835 года.
Проект фабричного здания заказали в Англии шотландскому инженеру и промышленному деятелю Уильяму Фейрберну, имевшему богатый опыт проектирования промышленных сооружений.
В первые десятилетия XIX века в Англии получило повсеместное распространение использование каркасной металлической конструкции при строительстве многоэтажных фабрик. По этой новаторской технологии планировалось возводить здание для Российской бумагопрядильной мануфактуры.
Доктор архитектуры Маргарита Сергеевна Штиглиц в книге "Промышленная архитектура Петербурга в сфере "индустриальной археологии"" пишет, что совладелец общества Александр Вильсон в соавторстве с архитектором Н. Я. Анисимовым, не дождавшись окончательного варианта проекта из Англии, разработали свой собственный, в который Фейрберн внес правки.
Андрей Львович Пунин в работе "Архитектура Петербурга середины XIX века" говорит о том, что проект здания и оборудования от Фейрберна был все же получен. А. Я. Вильсон вместе с мастерами, руководившими строительными работами, его переработал. Н. Я. Анисимов осуществлял общее руководство постройкой.
Как бы то ни было, в 1836-1837 годах пятиэтажное здание с внутренним каркасом из металла и наружными стенами из кирпича было построено. Чугунные колонны для конструкции изготовили на заводе Чарльза Берда. Машины и механизмы для цехов доставили морем из Манчестера.
Российская бумагопрядильная мануфактура стала одной из первых в нашей стране ткацких фабрик, использовавших машинный способ производства.
Здание мануфактуры было достроено почти одновременно с завершением работ по прокладке Обводного канала. Ее центральный и два боковых симметричных корпуса имеют утилитарный вид, чего не скажешь о проходной-конторе, украшенной чугунными памятными досками и ротондой с парящим Меркурием.
Меркурий - древнеримский бог торговли, самый неутомимый и деятельный из богов, наделенный хитростью и коварством, которые, по мнению римлян, неизбежно проявляются в торговых сделках.
Изящные крылышки на его шлеме и сандалиях - символ быстроты передвижения и вездесущности. Неизменный атрибут в руках Меркурия - деревянный жезл-кадуцей - тоже с крылышками.
На фасаде проходной кадуцей изображен дважды. Обвивающие его змеи - символ противоположностей. По легенде, однажды Меркурий своим посохом смог остановить двух дерущихся змей, и его кадуцей стал гарантией порядка, примирения сторон и честных сделок.
Под покровительством парящего Меркурия бумагопрядильная мануфактура вошла в число крупнейших в Российской империи ткацких производств. Из ткани, производимой в ее цехах, шили знаменитые матросские тельняшки.
Во 2-ой половине XIX века здание фабрики неоднократно расширялось. В 1857 году работы производились под руководством архитектора Р. Р. фон Генрихсена, в 1858 году - Н. П. Гребенки, в 1883 году - Л. Ф. Шперера и в 1890-х годах - К. К. Циглера фон Шафгаузена.
23 мая 1896 года бумагопрядильная мануфактура на Обводном канале прогремела на весь Петербург. Ее рабочие потребовали от администрации оплатить им "царские дни" - вынужденные выходные 15-17 мая, связанные с коронацией Николая II.
Не смотря на то, что фабриканты выделили деньги, на фабрике началось сильное волнение, вылившееся в забастовку. Поводом для этого стали невыносимые условия труда: 14-часовой рабочий день, неудовлетворительные условия проживания в бараках на казарменном положении, увеличенные нормы выработки с одновременным понижением расценок за работу.
К выступлению рабочих Российской бумагопрядильной мануфактуры присоединились другие "текстильщики" Петербурга. Началась первая в России всеобщая забастовка, которую В. И. Ленин впоследствии назвал "знаменитой петербургской промышленной войной 1896 года".
И, пусть волнения были подавлены, а требования рабочих так и не выполнили, забастовка стала серьезным предупреждением для правящего класса.
В 1919 году Российская бумагопрядильная мануфактура была национализирована и вошла в состав Петрохлопка. В 1920 году фабрику законсервировали. После возобновления работы в 1925-ом прежнее название изменили на "бумагопрядильную фабрику "Веретено". В 1966 году она вошла в ведение "Ленглавхлоппрома" как Ленинградская государственная хлопкопрядильная фабрика "Веретено".
В 1993 году фабрика была преобразована в АООТ "Веретено", затем в ОАО "Веретено". Сейчас, судя по информации в сети, это ООО "Прядильная фабрика "Веретено" со среднесписочной численностью сотрудников в количестве 30 человек.
В открытых источниках указано, что предприятие продолжает работать по профилю. Я была на этой фабрике в 2005 или 2006 году. Компании, в которой я тогда работала, срочно понадобились текстильные изделия с логотипом. Поиск изготовителя доверили мне. Через интернет я нашла небольшую фирму, согласившуюся взять срочный заказ. Их офис и производство располагались в арендованном помещении на фабрике "Веретено". Помню довольно широкую круглую лестницу, огромные цеха, откуда даже через дверь слышался монотонный грохот, запах жженной пряжи и взвесь пушинок в воздухе, от которой постоянно свербило в носу. По моим ощущениям, работавших цехов уже тогда было меньше, чем многочисленных арендаторов, занимавшихся разнообразными видами деятельности.
В 2009 году здание мануфактуры было включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
О чем молвит Молвинская колонна. Легенды парка "Екатерингоф"