Проповедь в Неделю о Самарянке
иерей Августин Соколовски
Христос Воскресе! Сегодняшнее Воскресенье называется Церковью Неделей о Самарянке. За литургией прочитывается продолжительный текст, охватывающий собой почти целую четвертую главу Евангелия от Иоанна (Ин.4,5-42). Про содержание этого евангельского чтение можно сказать очень многое.
I
Важно вспомнить, кто такие самаряне. Самаряне – особый библейский народ, возникший в Палестине в результате частичного переселения жителей Израильского Царства в Ассирию в 722 году до Рождества Христова. Судьба ушедших израильтян неизвестна, но на их место ассирийцы привели жителей других, подчиненных себе территорий. Новую провинцию своей Империи они назвали Самарией, а образовавшийся новый народ получил название самарян.
Как это и полагалось по религиозным традициям тех времен, самаряне почитали местного Библейского Бога Яхве, но, при этом, почитали и других, привнесенных богов. В конце IV века, когда, после Вавилонского Плена, стены Иерусалима были уже воздвигнуты вновь, часть священников удалилась к самарянам.
На горе Гаризим был воздвигнут другой альтернативный храм, который позже неоднократно разрушался ревнителями из иудейских правителей. Между иудеями и самарянами были очень напряженные, враждебные отношения. Общаться и как-либо соприкасаться с самарянами для иудеев считалось зазорным.
II
Согласно Евангелию, Господь Иисус должен был проходить в Галилею через Самарию (Ин.4,4). Путь это был небезопасным, но Господь не ходил безопасными путями.
„Итак, приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа“ (Ин.4,5-6).
О купле Иаковом этого участка земли и погребении там библейского патриарха Иосифа повествуется в Книге Бытия.
Господь приходит к колодцу около шестого часа дня, то есть, в полдень по нашему времени. Это было самое жаркое и мучительное время в течение дня.
„Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?“ (Ин.4,7-11).
III
Диалог между Господом и Самарянкой многие из нас знают почти наизусть. В нем есть интересные, важные, и, наверное, самые цитируемые в пастырских, назидательных проповедях слова:
Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк (Ин.4,16-19).
Многие толкователи и многие проповедники утверждали и продолжают утверждать, что в словах Господа следует видеть аргумент в пользу законного церковного брака. На самом деле, перспектива, в которой написано Евангелие от Иоанна, является слишком Мессианской, чтобы видеть в нем всего лишь назидание.
IV
Что же означают эти загадочные «пять мужей и тот шестой, который, на самом деле, не муж»? Библейская экзегетика предлагает нам разные варианты понимания этих слов.
1. В самом начале этого повествования говорится, что Господь пришел к колодцу в шестой час, то есть полдень. Патриархальные обычаи тогдашнего общества предполагали строгое распределение времени доступа к воде.
Тот факт, что Самарянка пришла к колодцу в самое неподходящее, жаркое время дня, мог означать, что она была пренебрегаема соплеменниками. Потому, возможно, что мужчина, который был с ней, просто не считал нужным скреплять свой союз с ней брачным договором.
2. Совершенно другое, противоположное толкование видит в Самарянке богатую, уверенную в себе женщину, которая сама для себя выбирала время, когда нужно было прийти за водой. Она совершенно не хочет обременять себя ненужными законными отношениями с тем мужчиной, который, по слову Господа, «ей не муж».
IV
Этим двум, социально-общественным толкованиям, можно и нужно противопоставить другое, основанное на библейской традиции восприятия мест и символов толкование. Согласно Библии, колодец, источник свежей воды, является местом встречи.
У колодца «раб Авраама, старший в доме его, управлявший всем, что у него было» (Быт.24,2), посланный взять жену сыну Авраама Исааку «из земли его, а не из дочерей Хананеев (24,3-4) встретил Ревекку. Ревекка стала женой Исаака.
У колодца Иаков встретил свою будущую жену Рахиль (Быт.29,10).
У колодца в земле изгнания присел Моисей (Исх.2,15-17), и встретил свою будущую жену Сепфору (2,21).
Dr.Augustin Sokolovski
(Продолжение следует)