Найти в Дзене
Вредная Оливка

Годы войны и не только... история моей семьи

Расскажу вам про нашу семью, про все, что связано в нашей семье с войной, с победой, ну и что вспомню об истории нашей семьи. Начну рассказ о семье моей бабушки вот с этой фотографии. Она сделана в начале 1930-х годов. В это время семья жила в Ленинграде в большой квартире на углу Караванной и Итальянской улиц. Квартира занимала целый этаж. В комнате мальчиков можно было играть в большой теннис. Прадедушка мой Александр Михайлович в Архангельске был владельцем транспортной конторы, имел собственный деревянный двухэтажный дом. Но когда началась революция, он все свое имущество отдал правительству, руководству города, и привел обоз с продовольствием в Петроград и сюда же перевез свою семью. Он работал в порту, семья была вполне состоятельной, даже пользовалась услугами прислуги. В какие-то определенные дни моя прабабушка вывешивала на окно условную тряпочку, чтобы прачка знала, что нужно в этот день прийти помочь со стиркой. Семья была большая.  У бабушки в семье папа ввел такую традицию

Расскажу вам про нашу семью, про все, что связано в нашей семье с войной, с победой, ну и что вспомню об истории нашей семьи.

Начну рассказ о семье моей бабушки вот с этой фотографии.

Она сделана в начале 1930-х годов. В это время семья жила в Ленинграде в большой квартире на углу Караванной и Итальянской улиц. Квартира занимала целый этаж. В комнате мальчиков можно было играть в большой теннис. Прадедушка мой Александр Михайлович в Архангельске был владельцем транспортной конторы, имел собственный деревянный двухэтажный дом. Но когда началась революция, он все свое имущество отдал правительству, руководству города, и привел обоз с продовольствием в Петроград и сюда же перевез свою семью. Он работал в порту, семья была вполне состоятельной, даже пользовалась услугами прислуги. В какие-то определенные дни моя прабабушка вывешивала на окно условную тряпочку, чтобы прачка знала, что нужно в этот день прийти помочь со стиркой. Семья была большая. 

У бабушки в семье папа ввел такую традицию – сыновьям он давал полноценные звучные имена. У них были Александр, Георгий, Алексей. А девочкам только 4 буквы. Были Нина, Галя (не Галина, а именно Галя). Когда родилась бабушка и Алексей – двойняшки, Александр Михайлович сказал – «А это половинка, поэтому только 2 буквы.» И получилось Ия. Прабабушке не нравилось это имя и она выторговала еще одну букву, поэтому назвали Зоя.

На этой фотографии в центре мой прадедушка Александр Михайлович, прабабушка Елизавета Федоровна, урожденная Гагарина. Справа от прадедушки их старшая дочка Нина. Дальше Галя, в семье ее звали Галюня. Рядом с ней прабабушкин племянник и двоюродный брат бабушки Иван, Ванека,как его звали. Он из Архангельска приехал в Ленинград учиться и жил у тетушки. Слева моя бабушка Зоя, справа ее брат-двойняшка Алексей. На этой фотографии нет двух старших мальчиков.

-2

Александр Александрович, или Шурик как его звали в семье. Он был очень способный, талантливый мальчик, закончил 2 ВУЗа – Университет и Политех, физико-металлургическое отделение, ему прочили большое будущее, но в 1934 году он умер от тифа. 

И Юран:

-3

В то время, когда была сделана эта фотография, он служил в армии на Дальнем Востоке. Потом там учился в техникуме. 

То самое счастливое время, в которое сделана фотография семьи, продолжалось недолго. В 1935 году прадедушку с прабабушкой арестовали, потом выпустили, потом снова арестовали, потом всю семью выслали в Оренбург, конфисковали квартиру и все имущество. В Оренбурге они через какое-то время обжились, там было много интеллигенции, высланной из Ленинграда. Уже образовались какие-то знакомства, связи. Но прадедушку снова арестовали, отправили в лагерь. Прабабушку выслали в какую-то глухую деревню под Оренбургом. Младшие дети, Зоя и Леша, отправились с мамой. А старшим детям разрешили вернуться в Ленинград. Сталин сказал, что дети за отцов не отвечают, и они получили возможность уехать. Нина начала работать, Галя учиться в Технологическом институте. Дело в том, что Нина тоже имела желание и способности к учебе, но время поступления ее в институт пришлось на такие неблагоприятные годы, где-то в конце 1920-х годов, когда без пролетарского происхождения невозможно было поступить ни в одно учебное заведение. Поэтому Нина на всю жизнь осталась машинисткой. 

А это моя бабушка Зоя с братом-двойняшкой Алексеем в тот период:

-4

Один год Зоя и Леша прожили со своей мамой в Оренбургской глуши. Потом старшие дети, уже обосновавшиеся в Ленинграде, забрали их к себе. 

В 1941 году прабабушке разрешили вернуться в Ленинград. На этой фотографии она со своей старшей дочкой Ниной:

-5

Продолжение