Найти тему
Православный

Почему снова думаешь о грехе, в котором покаялся?

Как правило, можно выделить две причины этого явления.

Первая это то, что не смотря на сам факт "покаяния", оно не было по-настоящему глубоким.

Например, я искренне обличил грех, искренне и безжалостно обличил себя, но решимости изменить себя, все-таки, по-настоящему нет.

Вспомните, наверняка с вами такое тоже происходило.

Мы можем искренне ненавидеть грех, мы искренне хотим получить у Бога прощение, но так же искренне мы не хотим исправляться во всем и полностью. Именно поэтому в нас продолжает жить эта оставшаяся "половина греха".

Во-вторых это "бесовское искушение".

Иногда человек бывает по-настоящему искренним в своем покаянии, но бес все равно колеблет человека.

Если он не может прямо толкнуть человека на грех, то пытается взбудоражить его внутренний мир.

Особенно после того как человек причастился и преисполнен благодати. В такие моменты бесу, если так можно выразиться, бывает особенно приятно толкнуть нас в грязь.

Так же, интересно отметить, что в церковной традиции, в описании многих посмертных опытов существуют свидетельства о том, что бес искушает человека не только пока мы находимся на земле.

По этим свидетельствам, искушения продолжаются даже в те моменты когда душа после смерти покидает тело.

Но эти искушения продолжаются не долго и бесы уже сильно ограничены в своих возможностях.

Например, в житии Блаженной Феодоры есть описание так называемых "мытарств". Когда человек умирает, бесы окружают тело, приближаются к душе и начинают говорить правду о человеке.

Мытарства Блаженной Феодоры (фрагмент иконы)
Мытарства Блаженной Феодоры (фрагмент иконы)

Но не всю правду, а часть правды. Говорят только о его грехах, причем даже о тех, которые он может быть уже давно забыл.

Начинают сгущать краски, намеренно приводя душу в уныние от своей греховности и скорого приближения Ада.

При этом они ничего не говорят о добродетелях человека и его покаянии.

В эти моменты они уже не могут искушать душу на грех, а только лишь смущают и нагоняют страхи.

Затем приближаются ангел хранитель и ангел смерти и далее ведут душу. А бесам остается только лаять в стороне как псам. Но в этот момент они все равно могут продолжать баламутить душу.

Казалось бы, зачем им это нужно? Человек уже либо спасся либо они его уже погубили. Глупо и бессмысленно пугать душу в этой ситуации.

Однако к бесу с критериями "глупый" и "умный" подходить нельзя, поскольку он несовершенен как Бог.

Он может истерить, раздражаться. Его раздражает, что кто-то вырвался из его лап и он просто мстит.

Возможно для духовного мира эти слова покажутся не естественными, но духовный мир разный. Есть мир светлых ангелов и падших, которые живут ненавистью и злобой, отсюда месть и вражда.

Но ненависти и лжи не существует, есть отсутствие правды и любви. В бесах нет правды и любви, поэтому их поведение иррационально.

Как говорили святые отцы: "Бес - это Великое Ничто". Ничто, но великое. Поэтому от него можно ожидать такой, казалось бы, странной реакции.

Возвращаясь к теме причастия, когда мы стараемся правильно подходить к этому таинству, и получаем благодать Духа Святого, то бесов это может раздражать.

Поэтому причина возвращения к греху может быть как внутренняя так и внешняя, либо искушение появляется в самом человеке, либо приходит извне.

Отличить какая из двух причин послужила поводом для возвращения к греху бывает не просто.

Все это очень индивидуально и для лучшего понимания причины, необходимо набираться опыта в духовной жизни, который поможет нам лучше почувствовать свое внутреннее состояние.

Помоги нам всем, Господи!

───────── • ✤ • ─────────

Пишите в комментариях какие темы вам были бы интересны и я с радостью подготовлю для вас новые материалы, исходя из ваших пожеланий!

───────── • ✤ • ─────────

-3