Большая Кольцевая Линия (сокращённо БКЛ)
Ранее номер 11 на схеме имела Каховская линия, которая станет частью Большой кольцевой и номер которой временно был сменён на 11А.
Рабочее название «Третий пересадочный контур» линия получила потому, что первым пересадочным контуром Московского метрополитена условно считаются все станции с пересадками внутри Кольцевой линии, а вторым — сама Кольцевая линия. Выбор эксплуатационного (официального) названия линии был осуществлён по итогам голосования, проведённого на портале «Активный гражданин», в котором победил и был поддержан мэром Москвы Сергеем Собяниным вариант «Большая кольцевая линия».
История
Ещё в 1947 году существовали планы строительства полукольцевой линии метрополитена на юге и востоке города с перспективой замыкания в кольцо. Линия должна была пройти на расстоянии двух-трёх станций от уже строившейся тогда Кольцевой линии.
На станции метро «Курская» расположена памятная доска с надписью «Курская большого кольца 1945—1949». Дело в том, что проектировалось малое кольцо, которое должно было пройти под Бульварным кольцом, причём движение должно было осуществляться частично по нынешней Калужско-Рижской и Серпуховско-Тимирязевской линии, ответвляясь к собственным станциям, известным как «Полянка» и «Трубная». Однако уже в начале 1950-х годов от проекта «Малого кольца» отказались.
По Генеральному плану 1971 года было предусмотрено строительство второй кольцевой линии Московского метрополитена, которая должна была включить Каховскую линию (введена в эксплуатацию 11 августа 1969 года; тогда она была частью Замоскворецкой) и участок Сокольнической линии «Черкизовская» — «Улица Подбельского» (сегодня это «Бульвар Рокоссовского») и введён в эксплуатацию 1 августа 1990 года. Задел под этот проект хорошо виден на перегоне «Черкизовская» — «Бульвар Рокоссовского». Пара туннелей с проложенными в них рельсами, не доходящими до основной ветки, видна в туннеле к центру. Это задел под станцию «Черкизовская-2». Существующая станция должна была отойти новой кольцевой линии. Также были созданы заделы под пересадку на будущую станцию большого кольца на станциях «Проспект Вернадского», «Октябрьское Поле» и «Кузьминки».
Во второй половине 2000-х годов было предложено вернуться к проекту хордовых линий, расположенных в центральной части на расстоянии 1—3 станций от существующей Кольцевой линии и связанных между собой пересадками.
В 2006 году начальник московского метрополитена Дмитрий Гаев ввел в употребление название «Третий пересадочный контур». Под первым пересадочным контуром подразумевались станции пересадок внутри Кольцевой линии, вторым контуром считалась Кольцевая линия.
В октябре 2011 года «Метрогипротранс» представил план по объединению проектов Третьего пересадочного контура и Большого кольца метрополитена, по которому северная часть Третьего пересадочного контура будет объединена с южной частью Большого кольца (в этот участок, в частности, входит Каховская линия). По планам 2014 года Большая кольцевая линия планируется в виде кольца с ответвлениями в сторону «Делового центра».
Строительство
Ноябрь 2011 года — началось строительство первого участка Большой кольцевой линии. В апреле 2013 года на 24 площадках первоочередного участка линии протяжённостью 13,7 км работали 1400 человек и 3 тоннелепроходческих комплекса.
С января 2016 года до января 2020 года ведётся активное строительство туннелей и пересадочных станций в разных частях города. На момент написания статьи открыты 6 из 31 станций (от «Делового Центра» до «Савёловской»).
Подвижной состав
Основной частью подвижного состава Солнцевской и Большой Кольцевой линий является:
Все составы обслуживаются в ТЧ-18 Электродепо «Солнцево».
Значение для города
- Во-первых, связь южных и западных спальных районов между собой. Если на севере и востоке Москвы проблемы с сообщением между параллельно идущими линиями только у Арбатско-Покровской линии, то на юге до МЦК нужно двигаться большой промежуток времени, да и переход туда, за исключением Калужско-Рижской и Сокольнической линий продолжителен. Сообщение южных районов также нарушено отсутствием дорог через Битцевский парк, а также большое расстояние между линиями. Большая Кольцевая позволит стремительно добираться до других спальных районов, где автобусы, троллейбусы и трамваи уже не справляются с пассажиропотоком и низкой скорости движения.
- Во-вторых, разгрузка линий. Больше не будет необходимости ездить через центр, который будет серьезно разгружен пассажирами. Также, значительно разгрузятся МЦК и сама Кольцевая линия, ведь более 40% потока людей, занимающих все места в поездах - пассажиры, которые совершают затратный по времени «обходной маневр», чтоб попасть на нужные им станции в других частях города.
- В-третьих, появление новых станций метро. В отличие от уже существующей Кольцевой, где каждая станция является связующей с радиальными направлениями, Большая Кольцевая открывает новые возможности для транспортного развития в тех районах, где общественный транспорт затруднителен и [Большая Кольцевая] будет иметь более важное значение, чем просто средство передвижения. А также, она [Большая Кольцевая] сможет развивать те районы, где плотность населения не такая высокая, в отличии от районов с развитой инфраструктурой.