Имя "Минотавр" вызывает образ человека с головой быка, яростного гибрида, который часто служит родовым животным в играх и фильмах.
Однако если это все, что вы знаете, то вы действительно не знаете Минотавра.
Чтобы понять это существо, иногда известное как Астерион или Астерий, мы должны встретиться с ним там, где он живет: в лабиринте мифологии, истории и человеческой психики.
Прежде чем мы пойдем дальше, давайте вспомним основной миф о Минотавре, представленный в эллинистической традиции и таких произведениях, как "Метаморфозы" Овидия."
История о Минотавре
Однажды на острове Крит царь по имени Minos попытался закрепить свое господство. Он молился Посейдону о жертвенном звере, которого тот мог бы принести в жертву. Но когда морской бог послал из пенящегося прибоя белого быка, Минос счел его слишком красивым, чтобы принести в жертву. Вместо этого он принес в жертву смертных быков и навлек на себя гнев Посейдона. Морской бог заколдовал жену Миноса Пасифаю, чтобы она влюбилась в критского быка, и вскоре она родила чудовищный гибрид: быка Миноса, или Минотавра.
В переводе А. С. Клайна "метаморфозы" Овидий описывает Минотавра как "странное гибридное существо". И это существо было странным — "двойственная форма быка и человека", возникшая из божественного гнева и неестественной любви. Она олицетворяла одновременно стыд и святость. Минос мог только надеяться спрятать – но не убить-это ужасное существо. Таким образом, Минос нанял мастера-ремесленника Дедала, чтобы построить лабиринт: извилистый лабиринт, который было практически невозможно покинуть. Здесь он поселил ревущего Минотавра и кормил его кровью пленников, которых другие народы посылали на Крит в качестве дани.
И все же в конце концов все монстры встречают своего убийцу. Афинский герой Тесей занял место Дани, посланной на Крит, но он подружился с Ариадной, дочерью царя Миноса. Она дала ему клубок веревки, чтобы он размотал его за спиной, и подробно описала изгибы и повороты, которые приведут его к странному зверю в сердце лабиринта. Там он убил Минотавра и последовал за веревкой обратно на поверхность.
Вот в чем суть. Мифы, однако, возникают из долгих традиций множественных рассказов. Как и сам лабиринт, происхождение любого данного мифа становится извилистым, запутанным лабиринтом, который не поддается легкому решению. Как раз в тот момент, когда мы думаем, что вышли из его ловушек, мы обнаруживаем себя – говоря словами Овидия – потерянными в "извилинах чередующихся путей"."
Но давайте не будем стоять на месте, чтобы Минотавр не нашел нас здесь. Вместо этого давайте сначала рассмотрим историческое значение этого мифа.
Минотавр в истории
История Минотавра неразрывно связана с Критом и процветавшей там минойской цивилизацией бронзового века. Британский археолог начала XX века Сэр Артур Эванс фактически ввел термин "Минойская цивилизация" в качестве ссылки на мифического царя Миноса. Таким образом, миф продолжает преследовать наши современные представления об этих древних народах.
Вы можете предположить, что греки считали Крит злой страной, полной жестоких царей и нечестивых монстров, но это, похоже, не вся история. По словам Николетты Момильяно, профессора Эгейских исследований в Университете Бристоля и автора готовящейся книги "в поисках лабиринта: культурное наследие минойского Крита", отношение греков к Криту было довольно двойственным.
Момильяно пишет, что мифологический Крит был "странным и противоречивым местом", где некоторые трактовки царя Миноса описывают его как мудрую фигуру, напоминающую Моисея, а другие изображают его как главу царского дома, изобилующего убийствами, святотатством и предательством.
Конечно, это последнее видение Миноса сохранилось и в современной культуре. Это пример того, что академик Джозеф Кэмпбелл, много писавший о мифологии, описал как "фигуру тирана-монстра", архетип разрушительного, эгоистического разрушения.
На самом деле, пишет Момильяно, точная природа минойского правления сильно обсуждается – и политическая система, вероятно, изменилась в течение двух тысячелетий минойской эпохи. Научные интерпретации включают в себя как королевское правление, так и гендерно сбалансированный элитный класс, который можно сравнить с советом или корпорацией. Однако царь Минос-не единственный элемент мифа, который в значительной степени отсутствует в отчетливой истории Крита. Да и лабиринт тоже.
"На Минойском Крите нет ни одного здания, которое можно было бы описать как сложный лабиринт (то есть сложную систему дорожек или живых изгородей, спроектированных как головоломка, через которую нужно найти путь)", - пишет Момильяно. - Но руины минойских дворцов, особенно самого большого из них, Кносса, могут иметь вид лабиринта."