Найти тему
Ghost Scepter

Артхаус 18+: О теле и душе. Любите, а не убивайте.

Доброго времени суток друзья. Вы на канале об авторском кино - Ghost Scepter/. Здесь мы обсуждаем фильмы в поджанре артхаус. Добро пожаловать!

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Любите, а не убивайте

Фильм для лиц старше 18 лет.

Один из самых целомудренных фильмов последнего времени «О теле и душе» лишь внешне кажется психоаналитической драмой, на самом деле это кино о поэзии, лирике любви, которые совершенно исчезли в наше циничное, полупор**графическое время. Режиссер в свое время изысканной ленты «Мой ХХ век», обратившей на себя внимание синефилов аж в конце 80-х, Ильдико Эньеди на долгие годы исчезла из фестивального и зрительского внимания, снимая камерные, добротные, но малозаметные картины. Однако, в 2017 году она выпустила на экраны «О теле и душе», картину, взявшую в Берлине целых четыре приза и показавшую скептикам, что подлинный талант не подвластен времени.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Возрастной режиссер в понимании любви всегда мудрее молодого, но особенно приятно, что Эньеди лишила свою картину старческого брюзжания и так часто встречающихся у пожилых людей презрения к чувствам юности. Это кино именно о гармонии тела и души, даруемой любовью, которые в современном мире трагически разделены. Герои не случайно работают на скотобойне, где умерщвляются не только тела, но и души животных, где уничтожаются чувства в смрадном вареве измен, слухов и циничных шуток. На то, что фильм отнюдь не психоаналитический, указывает ироничный образ психолога, его дурацкая система тестов и сама густая атмосфера соблазна, окутывающая мясокомбинат, или говоря словами Жана Бодрийара, «п**но стерео».

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Как и в ставшей хрестоматийной для аналитики отношений полов картине Содерберга «С*кс, ложь и видео», в ленте Эньеди люди с утонченной психикой, восприимчивой душой испытывают с*ксуальные проблемы, но они все равно лучатся той внутренней красотой, которой лишены обычные люди без проблем. Марика порой вызывает ощущение робота, а не красивой девушки, так она анемична и, по-видимому, фригидна, но в ней есть очарование, внутренний поиск гармонии, подспудный, но ощутимый. Так же и герой Гезы Морчани – человек с изувеченной рукой, по своей воле стал ходящим мозгом, головой без тела.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

То, что героям снятся одинаковые сны, то что их объединяет единое пространство волшебства, где не властны законы логики и цинизма, – не просто емкая метафора режиссера, это бессознательное томление души, жаждущей примирения с телом, это сила Эроса, связывающая живое в единую лирику любовного трепета. Потому так прекрасны олени из их снов и так отвратительна реальность, в которой забивают животных, ведь скотобойня – это само наше время, мясная лавка циничной п**нографии, в которой нет места чувству. Фильм Эньеди прекрасен не просто потому, что он о почти утраченной гармонии души и тела, о бессознательном пути к ее обретению, но еще и потому, что он ужасающе старомоден, идет поперек трендов циничного изображения половой любви, заданных «Нимфоманкой» Триера, «Любовью» Ноэ и «Жизнью Адель» Кешиша.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

«О теле и душе» - не фестивальный и конъюнктурный артхаус, а подлинное авторское кино, снятое по канонам шедевров 1960-1970-х с деликатным вниманием к визуально-пластическому решению картины, с символикой, не чуждой сюжету, а изоморфной ему, с блестящими актерскими работами на полутонах и со сдержанной, сжатой, как пружина, экспрессией, но самое главное – с гуманистической режиссерской сверхзадачей, начисто лишенной даже признаков мизантропии. Ильдико Эньеди уже перевалило за 60, но она так же чутко чувствует людей, их нутро, их чувства, как и на заре своей карьеры в своем шедевре «Мой ХХ век». И пусть ей так и не досталась шумная слава ее соотечественников Иштвана Сабо, Марты Месарош, Миклоша Янчо и Белы Тарра, человечность ее редких картин, ей Богу, стоит всех кинонаград мира. Тем более их иногда ей вручают в большом количестве, как показал случай «О теле и душе».