Движение сибирского панк-рока (сибпанка) возникло в 1980-х годах в крупных городах Сибири — Омске, Новосибирске и Тюмени.
Сибирский андеграунд складывался из круга панк-рокеров, знакомых между собой и преследовавших одну и ту же новаторскую и несколько безумную идею воплощения духа времени в своей музыке. Впрочем, сибпанк являлся не только лишь обществом людей, объединенных духом времени и делящихся друг с другом своими творческими идеями — это была большая ортодоксальная семья.
Чем же сибирский панк-рок особенен?
- Во-первых, он философский. Не строго, но все же неуклонно.
- Во-вторых, он — о традициях. Фольклорная составляющая велика.
- И, в-третьих, он абсолютно эксцентричен. Это движение, игнорирующее вполне сформированную наружность тогдашнего панка.
Ключевой фигурой сибпанка а также «голосом поколения» считают Егора Летова — основателя группы «Гражданская оборона». Существенна его связь с другими сибирскими рок-музыкантами — он принимал участие в записи многих музыкальных групп того времени.
Помимо Летова широко известны также следующие сибирские панк-рокеры:
- Янка Дягилева (исполнительница собственных песен, участница «Гражданской обороны»)
- Роман Неумоев (основатель группы «Инструкция по выживанию»)
- Олег Сурусин (фронтмен группы «Флирт»)
- Алексей Фишев, Александр Архипов («Оргазм Нострадамуса»)
- Владимир Батурин («Империя снегов»)
Сибирский андеграунд исключителен и обязателен к прослушиванию всем любителям панка и той особой поэзии, что заставляет задумываться о многих вещах в этой жизни. Самобытность и неповторимая духовность — то, что делает сибпанк особенным.
Пропустите в мир, стаи волчьи!
Уступите путь, своры гончие!
Разойдись стена чёрной полночью –
Или дай мне стать лютой сволочью.
То ли зверем стать с серой шкурою.
То ли омутом с тиной бурою.
Голодать ли? Жрать?
Быть ли умною, быть ли дурою?
Может, на метлу – и до города,
Где мосты из камня и золота
Помереть ли там
Может, с холоду
Может, с голоду…
Янка Дягилева
Новосибирск, 1985