Найти тему
Тонкая штучка

Царская охота - охота на своих

Петр Первый - наш любимый царь. По крайней мере, по количеству экранных воплощений замечательными артистами. С ним в этом может сравниться только Иван Грозный. Собственно, тут уже можно и сделать кое-какие выводы, но... поговорим о кино.

В детстве и юности я прямо восхищалась этой исторической персоной и очень любила фильмы про Петра. Конечно, я видела фильм "Петр Первый" 1937-1938 годов реж. В. Петрова. Николай Симонов в роли царя монументален и презело великолепен. Алла Тарасова в роли Екатерины - царственна и вовсе не похожа на служанку. Михаил Жаров в роли Меншикова - чертовски обаятелен!

Кадр из фильма "Петр Первый". Петр и Екатерина.
Кадр из фильма "Петр Первый". Петр и Екатерина.

Евдокии - первой жены - мы в фильме уже не видим. Ее лихо списали с исторических счетов. И то сказать - отсталая бабёнка, портила мужу жизнь, нежеланная, нелюбимая, как говорят, глупая, не разделявшая его чаяний…А, скорее, пилившая его за пьянки и грязь (ну, это я так думаю). Петр, конечно, с ней развелся. Но сына Алексея она ему родить успела. Единственного потомка мужского пола, который дожил до взрослых лет.

А ещё, очень нравились мне фильмы "Юность Петра" и "В начале славных дел" С. Герасимова, 1980 год. Кстати, и фильм 1937 года и фильм 1980 снят по роману А. Толстого. Теперь я как-то иначе вообще воспринимаю историю того периода - более критически, скажем так. Что-то мне не кажутся уже петровские реформы такими... однозначно прекрасными.

Кадр из фильма "В начале славных дел". Петр и Евдокия (актеры Д. Золотухин и Е. Германова).
Кадр из фильма "В начале славных дел". Петр и Евдокия (актеры Д. Золотухин и Е. Германова).

Так вот, в этих фильмах уже выведена фигура Евдокии. Но она нарисована так карикатурно, зло. По отзывам современников, Евдокия была красива и первый год они с Петром жили счастливо. Да, может быть она и не была умна. Ошибалась. Не была знакома, так сказать, с современной психологией отношений. Но если серьезно, то узнать, а как оно там было - мы не можем. Проще, конечно, наставить ярлыков. Что и сделал Алексей Толстой, а за ним и наши кинематографисты.

Вот вам два царевича. Один из фильма "Царевич Алексей" в исполнении А. Зуева, а второй из фильма "Петр Первый" в исполнении Н. Черкасова. Разница в трактовке образа бросается в глаза.
Вот вам два царевича. Один из фильма "Царевич Алексей" в исполнении А. Зуева, а второй из фильма "Петр Первый" в исполнении Н. Черкасова. Разница в трактовке образа бросается в глаза.

Но есть, есть попытка взглянуть с другой стороны на эту семейную, скажем так, историю. Я говорю про фильм "Царевич Алексей", 1997 года реж. В. Мельникова. Это история о деле царевича и о его гибели. Но главное, авторы фильма попытались увидеть и Алексея и Евдокию не как одиозные фигуры, а как живые. И сделали предположение, что всё было несколько иначе, чем мы привыкли думать.

Кстати, когда Петр расследовал заговор царевича Алексея, то в Петербург доставили и Евдокию. Прямо в Тайную канцелярию, где ее жест0ко пыт*ли и требовали сознаться в составлении заговора вместе с Алексеем. Но царица оказалась тверда, и сына не предала. Этот эпизод добавляет красок к истории петровского времени, не правда ли?

Кадр из фильма "Царевич Алексей", 1997 год. Реж. В. Мельников. В роли царицы Евдокии - Людмила Зайцева.
Кадр из фильма "Царевич Алексей", 1997 год. Реж. В. Мельников. В роли царицы Евдокии - Людмила Зайцева.

Если вы этот фильм не видели, я очень советую вам его посмотреть. Очень уж он живой, полный сострадания. Вот, с одной стороны, вершится история. А вот - отец уб*вает сына. Приносит его в жертву? Как Авраам? Или это - просто очередная царская охота?

Беседа отца с сыном. Кадр из фильма "Царевич Алексей", 1997 год. Реж. В. Мельников. В ролях Алексея и Петра А. Зуев и В. Степанов.
Беседа отца с сыном. Кадр из фильма "Царевич Алексей", 1997 год. Реж. В. Мельников. В ролях Алексея и Петра А. Зуев и В. Степанов.

Вообще, фильм "Царевич Алексей" - первый фильм исторической трилогии "Империя. Начало" , задуманной Виталием Мельниковым. Второй и третий фильмы цикла: "Царская охота" и "Бедный, бедный Павел" (хотя по хронологии "Царская охота" была снята раньше, но все-таки это второй фильм по заявленному авторскому замыслу). Если вы эти фильмы видели, то понимаете концепцию режиссера. Он осмысляет трагедию имперской власти в контексте частной судьбы людей, у этой власти стоящих.

Если вам понравилась моя история, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал! А вот вам ссылка на фильм "Царевич Алексей", посмотрите!