Знаменитая тирада Гитлера, известная по фильму "Падение", произошла по-настоящему. Убежище под Рейхсканцелярией стало свидетелем необычных событий. Окружение Гитлера жило в мире иллюзий и алкогольного опьянения. Перед лицом неизбежного поражения они все съехали с катушек. Что это значило для обычных людей, имевших несчастье попасть так близко к вождю?
Фюрербункер был последним штабом Адольфа Гитлера. Вождь Третьего Рейха, переехавший в него в середине марта 1945 года, был полностью независим от Берлина. У него был собственный источник воды, система воздушных фильтров (Гитлер опасался использования русскими боевых газов) и огромные запасы продовольствия. Их должно было хватить для всего личного состава Рейхсканцелярии.
Подземное убежище состояло из двух частей. В переднем бункере находились помещения семьи министра пропаганды и персонала, кухня и винный погреб. В бункере, кроме квартиры Гитлера и комнаты Евы Браун, располагались: караульная, генераторные установки и небольшой телефонный центр. Его действия оставляли желать лучшего. Чтобы узнать что-нибудь о ситуации в городе, использовали обычную городскую телефонную сеть.
Остальная часть персонала бункера и личной свиты Гитлера - его секретарь, представители всех типов вооруженных сил и командующий обороной правительственного округа генерал Вильгельм Моньке - жили в комнатах при рейхсканцелярии.
В подвале канцелярии также был расположен полевой госпиталь, в котором были найдены 20 девушек из Ассоциации немецких девушек (BDM). Опасаясь изнасилования советских солдат, они покинули свои дома и отправились в центр Берлина, где стали медсестрами.
В общей сложности оба бункера имели площадь более 300 квадратных метров. Не так много для человека, который недавно правил всей Европой.
20 апреля 1945 года отмечался последний день рождения вождя Третьего Рейха. Больной, едва скрывающий дрожание рук Гитлер выглядел опустошенным.
После этого события начался своеобразный исход нацистского бомонда, которые хотели избежать плена в осажденном городе. Все, кто бежал, стремились прорваться на Запад. Американский плен казался куда безопаснее, чем попасть в руки ненавистных большевиков.
В подземном замке иллюзий, где до сих пор заблуждались, что войну можно выиграть чудесным маневром, остались при фюрере только Геббельс со всей семьей и Мартин Борман.
Гражданским и военным, оставшимся при Гитлере до конца, приходилось иметь дело с тяжелой атмосферой, царившей в бункере, и страхом не только перед приближающейся Красной Армией. Любое неповиновение все еще могло закончиться смертью.
Как пишет Николас Бест в книге "Пять дней, которые потрясли мир", только Ева Браун подходила к ситуации со стоическим спокойствием. Во время своей последней встречи с министром экономики Альбертом Шпеером она как будто не замечала серьезности ситуации.Она предложила ему: может быть, выпить на прощание бутылку шампанского? И немного конфет? У вас, наверное, давно ничего не было во рту.
Другой мир вождя
Пока советские войска сжимали кольцо окружения вокруг Берлина, Адольф Гитлер продолжал жить своими мечтами об окончательной победе. Глядя на картину Фридриха Великого, единственное украшение своего бункера, он руководил в ходе военных совещаний несуществующими армиями, требуя немедленного наступления для разгрузки осажденной столицы.
Иллюзия приближающейся 9-й армии Венка была единственной надеждой для уже теряющего сознание Гитлера. Слабовидящий, страдающий болезнью Паркинсона фюрер полностью терял связь с реальностью. Совещания с генералами превращались в тираду криков и жалоб на предательство со стороны высших командиров.
Вождь Третьего Рейха как мантру повторял и одну фразу:”Ни шагу назад". Знаменитая сцена тирады из фильма "Падение" действительно имела место. Узнав о срыве наступления Штайнера, Гитлер решился произнести знаменитую фразу: "Es ist alles verloren” - "все потеряно". Это произошло 22 апреля.
Нормальный день для берлинских пещерных людей
Переехав в Берлин в январе 1945 года, Гитлер впал в «пещерный» образ жизни. Он редко покидал убежище, обычно не более часа каждый день, когда брал свою собаку на прогулку. Солнечный свет ранил его глаза, и он в последний раз вышел из бункера 23 апреля. Остальная часть личного состава, по возможности, выходила из бункера «за сигаретой» - курить в присутствии начальника было запрещено.
Обычно день командира начинался около десяти или одиннадцати утра, когда Гитлер вставал. Он посвящал сну максимум четыре часа. Конечно, если спать было возможно, потому что в последние дни грохот взрывов достиг внутренней части бункера.
Если Гитлер не ел один, за его столом обычно сидели только женщины. Это были его секретари,Эва Браун или его частный диетолог. Фюрер сделал исключение только для генерала фон Грейма, который вместе с Ханной Рейч вылетел в осажденный Берлин.
Питание было предметом жалоб от всех, кто ел с Гитлером. Вегетарианская, скромная еда не вызывала энтузиазма у гитлеровских товарищей, привыкших к мясным блюдам.
Танец смерти
Перед лицом неминуемого поражения многие жители бункера пытались облегчить свои заботы, предаваясь веселью и пьянству, чтобы хотя бы на мгновение отказаться от своего страха перед неизвестным.
Как вспоминала баронесса Ирмингард фон Варо, которая в последние дни жила в бункере, печали топили в литрах спирта, в чем помог погреб с ликерами, находившийся в бункере. В то же время они танцевали под музыку с граммофонных пластинок.
Все, чтобы оттолкнуть перспективу призрачного будущего. Однако алкоголь также оказал влияние на атмосферу, так как пьяные партийные чиновники обвиняли друг друга в том, что они привели к ситуации, в которой они оказались.
Свадьба и смерть
В полночь 29 апреля начался один из последних актов драмы. В присутствии Геббельса и Бормана Гитлер женился на Еве Браун. Свадебный прием состоялся во время обстрела советской артиллерии. Жених не слишком много времени проводил на развлечениях-он был занят тем, что диктовал свое завещание секретарше Траудл Юнге.
В ночь с 29 на 30 апреля, когда уже приближался конец Тысячелетнего Рейха, в бункер прибыли доктор Шенк и доктор Хассе, которые должны были дать Гитлеру советы, как покончить с жизнью. Шенк вспоминал, что во время их присутствия слышалась джазовая музыка и звуки шумного мероприятия, которое проходило в солдатской столовой, расположенной выше.
Последний бал был настолько интенсивным, что даже часовые исчезли из бункера. Никто не хотел оставлять последнюю возможность повеселиться перед ожидаемой смертью. Жители бункера предавались случайному сексу, были также быстрые свадьбы.
Самые интересные оргии проходили в кабинете стоматолога в рейхсканцелярии. Николас Бест цитирует рассказ доктора Шенка в «Пять дней, которые потрясли мир»:Более раскованные пары использовали стоматологическое кресло в кабинете доктора Кунца наверху в здании канцелярии. Это кресло казалось особенно эротически привлекательным.
Утром личный водитель Гитлера Эрих Кемпка отправился на поиски 200 литров топлива, необходимых для сжигания трупа. Вождь тем временем ел вместе с секретаршами свою последнюю трапезу: спагетти с томатным соусом. Около 15.30 фюрер и его супруга покончили жизнь самоубийством. Через несколько часов от их обгоревших тел осталось совсем немного.
К вечеру 1 мая Новый рейхсканцлер Йозеф Геббельс покончил жизнь самоубийством вместе со своей женой, предварительно убив шестерых своих детей, младшему из которых было четыре года.
Конец иллюзии
Большинство из тех, кто еще находился в бункере, решили бежать. Продукты и спиртные напитки были получены, открыв склады. Немногие решили остаться до конца. Генерал Бургдорф был так пьян, что не мог устоять на ногах. Генерал Кребс, который вел переговоры о капитуляции с русскими, был слишком взволнован, чтобы спасать жизни.
Большинство из тех, кто не хотел бежать, решили покончить жизнь самоубийством. Выжил только механик Хентшель, доставлявший воду раненым из госпиталя под контору. Первыми добрались до бункера русские санитарки, которые скрупулезно собрали все содержимое шкафов Евы Гитлер.
Третий рейх, который должен был продлиться тысячелетие, рухнул всего через двенадцать лет.