Невзирая на все поганки, которые в этом году подкинуло нам високосное Мироздание, наш проект #ПроЗаповедник живет и обретает новые знакомства и новых партнеров, пусть пока и заочных, но мы уверены, что в обозримом будущем все, о чем сейчас расскажем, мы сможем увидеть своими глазами.
Сегодня у нас в гостях Сохондинский заповедник и на мои вопросы отвечают: заместитель директора по экологическому просвещению Анна Яковлевна Малышева, заместитель директора по науке Евгений Эдуардович Малков.
Анна Яковлевна, расскажите немного о заповеднике. Где он расположен, когда основан?
Наш заповедник находится в пределах Кыринского района Забайкальского края, включая участки смежных районов: Улётовского и Красночикойского. На территории заповедника проходит мировой водораздел: в этом горном узле начинаются реки, принадлежащие бассейнам Тихого и Северного Ледовитого океанов. Заповеднику, в силу особой значимости его природных комплексов, в 1985 году был присвоен статус – биосферного.
Инициатором создания Сохондинского заповедника выступил кандидат биологических наук Евгений Иванович Павлов.
Евгений Эдуардович, есть ли какие-то «изюминки» заповедника? Например, восстановление популяции каких-то исчезающих видов животных или растений?
- Да, в Сохондинском заповеднике есть свои «изюминки». Многие, наверное, знают, что символом заповедника является кабарга. «Кабарожка», как у нас ее называют.
Этот небольшой скрытный зверек с начала образования заповедника и до 90-х годов был настолько обыденным и массовым видом, что на него практически не обращали внимания. Никто и представить не мог, что в лихие 90-е, во времена бума китайского рынка, за несколько сезонов этот зверёк практически исчезнет с поля зрения. Спрос на мускусную железу кабарги был настолько велик, что вид едва не исчез в результате браконьерского промысла. Охрана заповедника постоянно снимала петли (сотнями!) на кабаргу вблизи границ заповедника, но охотничий пресс был настолько велик, что численность зверька на заповедной территории стала критичной.
Сотрудниками заповедника были предприняты срочные меры. Возросло внимание охраны заповедника к этим проблемам, были пресечены все попытки браконьерства.
В результате исследований были определены ключевые участки, где сохранилась кабарга. Они располагались практически в центре заповедника, в наиболее глухих местах. Был налажен мониторинг за состоянием популяции. Таким образом, численность кабарги попала под постоянный контроль. Понадобилось более десяти лет, чтобы вид стал более заметным.
Есть ли в заповеднике краснокнижные животные ? Что делается для их охраны?
- Что касается редких видов, то надо иметь ввиду, что заповедник несет ответственность не только за свою территорию. У него есть обширная охранная зона, созданная в 2013 году, есть заказник регионального значения «Горная степь», созданный в 2003 году, национальный парк федерального значения «Кодар», созданный в 2018 году.
По всей этой территории, подчиненной Сохондинскому заповеднику, насчитывается 30 видов животного мира, той или иной степени редкости. Например, в горнотаежной территории заповедника обитают такие виды как филин, орел-беркут, черный аист, утка-касатка . В высокогорье Кодара есть черношапочный сурок и снежный баран, находящийся под угрозой исчезновения.
В заказнике «Горная степь» обитает достаточно крупная колония тарбагана.
Большинство же редких видов обитает в охранной зоне заповедника, более обширной, разнообразной и богатой, чем сам заповедник. Здесь обитают гусь-сухонос , крупный сокол-балобан, такие знаковые виды как даурский журавль и дрофа, а также дзерен, наблюдения за которыми проводятся также и совместно с монгольскими коллегами на их территории. Также под контролем ситуация со снежным барсом, который неоднократно отмечался вблизи охранной зоны.
Анна Яковлевна, можно ли приехать в заповедник? в какое время года лучше всего приезжать?
- До недавнего времени можно было с июня по сентябрь, но в связи с пандемией посещение заповедника закрыто. Мы надеемся, что в будущем с удовольствием примем посетителей заповедника.
Что ждет туриста в заповеднике?
- В заповеднике создано семь экологических маршрутов продолжительностью от двух до семи дней.
Самый популярный маршрут был и остается экомаршрут «Тропою Палласа» с восхождением на голец Сохондо. Этот маршрут в точности повторяет путь участника экспедиции Палласа, студента Никиты Соколова. Именно он в 1772 году впервые поднялся на вершину Сохондо.
Голец находится на высоте две с половиной тысячи метров над уровнем моря. «В здешней стороне живущие Тунгусы по своему суеверию мнят, что гора Чеконда людям совсем есть неприступна, по причине живущего на ней некоторого Бурхана, то есть бога, который творит громы, пущает молнии и тучи наводит, ибо гора сия в году большою частию облаками покрыта бывает», - вспоминаются слова знаменитого академика Палласа, который писал о Сохондо в своём труде. Что за божество такое? Скорее всего, тунгусов пугали сильные ветра, облачность, туманы и низкие температуры, присущие для этой местности.
По предположениям учёных, Сохондо – древний вулкан, который испытал мощное оледенение. Гигантский ледник, сползая с гольца, выровнял эту вершину, образовал террасы (всего их шесть), уступы, кары, горные цирки. Сам горный массив находится на мировом водоразделе бассейнов Тихого и Северного Ледовитого океанов. Покидать эту высоту не хочется, бесконечные гребни гор притягивают взор снова и снова.
Если с западной стороны гольца Сохондо посмотреть в бинокль, то можно увидеть водную гладь Букукунского озера - конечную точку экомаршрута «Тайна Букукунского озера». Озеро давно стало визитной карточкой заповедника. Образовалось оно в результате схода ледника 10-12 тысяч лет назад. Его вытянутая чаша находится на высоте почти двух тысяч метров над уровнем моря. Ширина озера 400-500 метров, а глубина достигает 33 метров. Забайкальское солнце, как не старается, прогреть озеро не может (летом температура воды 10-11 градусов), зимой же озеро под толстым панцирем льда, который не тает до июля. В озере нерестится ленок, которого относят к особой эндемичной расе. Вообще, ленок –рыба речная, но тут он живёт в озере. Загадка!
За этой загадкой заходит иногда на озеро косолапый медведь, на берегу, бывает, не найдёшь живого места – всё в медвежьих следах. Озеро окаймляют высоченные, местами отвесные, скальные борта.
Это озеро – мечта многих туристов, но сложный маршрут требует серьёзной спортивной подготовки.
Еще один маршрут - «Вершина Букукуна». Когда-то на этом месте работали два рудника (в 40-50-х добывали олово). Рудники закрыли, исчерпав запасы олова. До сих пор на вершине можно увидеть старые шахтные отвалы, куски старых рельс, сгнившие брёвна. За недолгие годы существования заповедника, к великой радости, почти всё это поглотила природа. Лиственничные и кедровые леса здесь поражают своей пышностью, среди камней юркают шустрые пищухи и бурундуки. На таежных тропах бродят изюбри, бурые медведи, пугливые косули и кабарга.
Кордон «Агуца», от которого начинается экологический маршрут «В гармонии с природой», очень живописен, колоритности ему придаёт одноимённая речка Агуца. Она спешит слиться с великой рекой Онон.
Через Агуцу прокинут лёгкий висячий мост, перейдя по которому, посетители попадают в тихую берёзовую рощу, полянки которой украшены краснокнижными растениями: пенсильванской лилией, пятнистым башмачком и другими цветами. Самые терпеливые туристы могут дождаться, когда из ерника выглянет косуля и тут же спрячется обратно. А вот на склонах, если вести себя тихо, можно увидеть красавца изюбря или сразу нескольких, пасущихся в тишине. А когда солнце бросает свои прощальные лучи, на увал и луга выходят погреться и отдохнуть суруки (семьи) кабанов. Зрелище невообразимое и запоминается на всю жизнь.
На территории нашего заповедника есть удивительный минеральный сероводородный источник, который привлекает многочисленных животных. Мощные лоси, грациозные изюбри, косули и другие спешат сюда полакомиться солью, восполнить её баланс в организмах. На роднике есть свои правила, их установили забайкальские буддисты очень и очень давно. Например, запрещается черпать воду грязной посудой, передвигать камни, ломать ветки, рвать цветы, ругаться и шуметь. «Потеряет свои силы тогда источник», – тихо объясняют местные и уверяют, что целебная водица из родника лечит болезни кишечно-желудочного тракта. Все это – экомаршрут «Живая вода»
А вот если приехать на кордон «Енда» осенью, то можно услышать рёв – особый период в личной жизни благородного оленя. Даже закоренелые таёжники вздрагивают от трубного зова самцов. Это тоже экологический маршрут «Нетронутый мир», на котором можно встретить и медведя (тут зевать не стоит!), кабана, кабаргу. На минеральном источнике можно не только освежиться, но и понаблюдать со стороны диких зверей, которых здесь немало.
Туристам мы также советуем экомаршрут «Лосиное озеро». Перекатывая причудливое название озера «Угдыри» на языке, представляется глубокий омут. Причудливое название себя оправдало – моренное озеро Угдыри имеет песчаное дно и заболоченные берега. Такое сочетание привлекает сюда множество водных птиц, которые устраивают здесь шум и гам. Летом на озере ежедневно лоси-великаны устраивают купания. Плавают и даже ныряют. Увидеть их летом можно без проблем, и даже посмотреть, как копытные после водных процедур предпочитают изрядно подкрепится сочными водными растениями. Болотистая местность даёт благодатную среду для сочной клюквы и морошки, до которой охочи глухари, поэтому здесь они нередкие гости.
Работаете ли вы с волонтерами? Кто может стать волонтером и что для этого нужно?
- Работа с волонтерами заключается, в основном, по очистке водоохраной зоны района от мусора, а также в уборке валежника возле кордонов заповедника. В этом году со студентами аграрного института была запланирована работа по очистке экологического маршрута от валежника, но на сегодняшний день это мероприятие под большим вопросом, к сожалению.
Волонтером может стать каждый, для этого нужно только бескорыстное желание помочь природе.
Евгений Эдуардович, как изменилась работа заповедника сейчас? Можно ли сейчас к вам приехать? Отражается ли карантин на обитателях заповедника?
Режим карантина несколько нарушил привычные планы наших работ. Например, уже невозможен выезд весной к нашим коллегам в монгольский нацпарк «Онон-Бальдж». Там ежегодно мы совместно проводим наблюдения за состоянием дрофы, журавлей и дзерена; наши территории связаны миграционными каналами по этим и другим видам и отсюда интерес к совместной деятельности в этом направлении. В постоянном режиме работает охрана заповедника и другие отделы. В целом режим работы мало изменился, лишь усилились некоторые требования к ее проведению.
Обитатели заповедника находятся под постоянным контролем, как обычно.
Большое спасибо за рассказ о заповеднике. Мы очень надеемся, что в этом сезоне сможем к вам приехать, чтобы своими глазами увидеть всю красоту Забайкалья и показать ее нашим читателям!
Все фотографии предоставлены пресс-службой заповедника.