Поиск новой красоты
Автор: Татьяна Сазонова
Ультра креативный дуэт из Лондона Чарльза Фегена и Десмонда Лингарда вот уже более 15 лет создает кукол SYBARITES, которые стали безусловным предметом желания коллекционеров. По какому лекалу выкроен притягательный образ этих кукол?
Возможно, ключ к ответу на вопрос частично лежит в биографиях тех женщин, прототипами которых в той или иной степени становились SYBARITES. Великая Марлен Дитрих, кинозвезда 50-х г.г. Абб Лейн, неподражаемая вокалистка 2000-х г.г. Эми Уайнхаус, рок-певица Бет Дитто. Кроме незаурядной внешности всех этих знаменитых женщин отличает огромный сценический талант, смелость игнорировать клише и в ряде случаев способность к саморазрушению. Они смогли быть сильными, оставаясь женственными, и заслужили статус иконы стиля. У куклы TRAPEZE 2008 г. высокая прическа, получившая название «пчелиный улей», и широкие кошачьи стрелки, которые сделала популярными Эми Уайнхаус, и чей стиль изначально воспринимался как дерзкая анти-мода. Кукла IVORY из коллекции «Fortune Hunters» 2009 г. имеет утонченное лицо с умным взглядом, полуулыбкой и явное портретное сходство с Марлен Дитрих.
Подавляющая часть образов СИБАРИТОК не связаны с реальными личностями, а являются результатом воображения их создателей. Но это совсем не означает, что художники перестали апеллировать к вышеупомянутым кумирам. Открыто сексуальные, бесконечно погруженные в себя и праздные СИБАРИТКИ – это красивое напоминание любить себя. В их лицах читаются андрогинные черты. При первом знакомстве это может оттолкнуть. Интересно, что последние исследования «Джоконды» Леонардо да Винчи дают право сделать вывод, что портрет писался как с женщины, так и с мужчины. Художник не делил мир на мужское и женское. В «Джоконде» он сумел воплотить ту идею, которую считал важной, а именно – идеальные пропорции и черты лица могли быть только у андрогена. Андрогинная двусмысленность СИБАРИТОК прослеживается и в названиях типовых молдов головы или в особенностях языковой речи их авторов клонов. Например, VENUS (Венера) и VOLTAIRE (Вольтер) – кукла VLADIMIR.
Если условно периодизировать творчество Чарльза Фегена и Десмонда Лингарда, можно выделить три периода: первый с 2005 по 2010 г.г., второй с 2011 по 2014 г.г. и третий с 2015 г. и до настоящего времени. Самым простым индикатором в этой классификации является тип шарнирного тела, который соответствует каждому из периодов. В 2005 году художники в своей лондонской студии выпускают первую серийную куклу лимитом в 30 экземпляров по имени TATTOO, и уже к концу того же года налаживают фабричный выпуск в Азии, который в последствии позволит им повысить лимит до 350 экземпляров. Тело имеет 17 точек артикуляции. Первой фабричной куклой была SUREAL, выпущенная в 100 экземплярах. Несмотря на технические недоработки правого запястья, слабую стяжку, блеск полиуретана, эта кукла ознаменовала начало триумфального шествия СИБАРИТОК в мир моды. SUREAL отличает нереальная для куклы аура присутствия, вера в себя и целеустремленность. Глядя на нее, начинаешь понимать, почему в мире искусства так ценятся ранние работы художников. SUREAL также стала «куклой с обложки» августовского номера журнала Нaute Doll за 2005 г.
Кроме нестандартной для моды внешности Бет Дито, в фокусе внимания художников окажутся модели с аномальной красотой и частичной потерей дееспособности. Правый и левый глаз куклы SUGAR Чарльз распишет разными цветами; а коллекция «Самолечение и антитикуляция» исследует возможности моды в случаях ограниченной подвижности.
С каждым годом художники дорабатывали тело: они стали использовать новую формулу полиуретана, увеличив вес куклы и добившись потрясающего эффекта матовой кожи, который, пожалуй, по своим визуальным характеристикам превосходит фарфор. Фетровые прокладки в суставах послужили хорошей защитой от трения. Улучшалась детализация кистей рук, менялся подъем стопы. Появились этнические клоны и новые скинтоны. Красиво вылепленные ключицы, высокая развитая грудь, тонкая талия, выпуклый таз, длинные ноги и, как и положено модной кукле, стопы, стоящие на кончиках пальцев. В целом тело получилось изящным и женственным. Оно менее артикулируемое, чем тела кукол поздних периодов, но, по мнению многих коллекционеров, эстетически более привлекательное. Даже со временем ослабевающая стяжка шарниров, не позволяющая СИБАРИТКЕ уверенно удерживать позы, была воспринята их владельцами как подчеркнутая изнеженность и расслабленная утонченность, требующие еще более бережного отношения в обращении с куклой. Интригующий случай, когда технический недостаток становится маркером личностной характеристики.
Первое пятилетие для Чарльза Фегена и Десмонда Лингарда оказалось очень ярким и плодотворным. Художники выйдут на такой уровень, который позже заставит их конкурировать с самими собой. Свою студию они превратят в кукольные фабрику звезд и дом высокой моды. Помимо серийных выпусков, творческий дуэт будет параллельно создавать и единичные экземпляры, которые больше известны как Chalk Whites («белые как мел») и отличаются белизной кожи. Коллекции этих кукол смогут эпатировать темами, провокативностью и виртуозным исполнением. «Опера», «Самолечение и антитикуляция», «Бог в помощь Бирме», «Автопилот», «Война + мир», «Воскрешение», «Тайное общество» – это неполный список их названий. Зрители будут поставлены перед фактом того, что кукольная мода не просто радует глаз – иногда она также будоражит разум; СИБАРИТКИ способны быть беспрецедентными моделями не рационального авангардного видения моды и носить титул SUPERDOLLs.
Будучи выходцами из ЮАР художники настолько пропитаются самобытной атмосферой Лондона, что англомания станет их визитной карточкой. Термин англомания подразумевает страстное почтение со стороны преимущественно неангличан ко всему английскому; он появился в конце XVIII века благодаря Вольтеру, который считал Англию страной свободы, разума и толерантности. То, что возникло как интеллектуальная идея, стало предметом стиля. Традиционные элементы британской моды – это страсть к спорту, преимущественно к охоте и верховой езде, любовь ко всему, что связано с монархией, привязанность к природе, одержимость великолепием и пышностью. В конце XVIII века мощным фактором, оказывающим влияние на развитие английской традиции, была франкомания с ее модой, развитием декоративных искусств, музыкой, этикетом и кухней. Но сегодня современные британские дизайнеры, определяющие ход мировой истории моды, такие как Вивьен Вествуд, Джон Гальяно, Александр Маккуин, Филип Трейси не только хранят традиций, но и оспаривают их, бросая различными способами вызов устоявшимся нормам. Их фэшн дизайн – это комбинация элементов и, как правило, присутствие какой-либо эксцентричной детали, которая делает общий образ уникальным и реализует право на индивидуальность.
Данный подход прослеживается в фэшн концепциях Чарльза и Десмонда. Свое творческое кредо они выразили в словах: «Мода, выходящая за рамки рационального». Английской аббревиатурой этого лозунга FBR («Fashion Beyond Reason») промаркированы все аутфиты и упаковки СИБАРИТОК.
Обворожительная кукла под названием MAVERICK – это сирена XXI века в интерпретации художников. Ее образ будет выстраиваться на колористическом и стилевом контрастах. Безмятежную палитру нейтральных бежево-коричневых оттенков нарушит флуоресцентный зеленый лаймовый цвет. Безупречно элегантный силуэт пятидесятых годов прошлого столетия «карандаш», требующий по закону жанра легкой и изящной обуви, «сломает» тяжелая и неуклюжая платформа. Ее поверхность будет имитировать кожу ящерицы, и напоминать по форме опасную клешню. Идея превратить человеческую ногу в фантастическую рептилию принадлежит Александру Маккуину. Заимствованный дизайн его экстремальной платформы «Armadillo» на тридцатисантиметровом каблуке позволил Чарльзу и Десмонду создать свой собственный образ сирены, оставаясь при этом частью модного контента, состоящего из текущих трендов, актуальных стилей, тканей и технологий. Одержимость модой и MAVERICK (в переводе с английского языка – инакомыслящий, индивидуалист) неотделимы друг от друга. Она – индивидуалистка с независимым мнением, готовая носить опасную неустойчивую обувь, терпя боль балерины на пуантах, но оставаясь примой на модном пьедестале.
Мультикультурная среда британской столицы не могла не оказать влияние на художников. Идея экзотики стала центральной в создании изысканного образа куклы по имени FUGU, названной так в честь главного рыбного деликатеса японской кухни. Впервые авторы используют азиатский клон. Жемчужную гладкость текстуре кожи поможет придать бледный скинтон, во все времена являющийся каноном японской красоты. Для макияжа художники тоже выберут традиционные для японок цвета – черный, белый и красный. И продолжат поиск идеальной красоты с уподоблением диковинной рыбе. У куклы глаза с преувеличенными зрачками и светлой радужкой, забавная прическа, напоминающая трепещущий рыбий хвост. На самом деле это двойной парик: на короткой приглаженной стрижке закреплен «сноп» из торчащих в разные стороны волос. В одежде акцентом в натуральной черно-коричневой палитре послужит бледно-сиреневый цвет, которым отличаются блюда из сырого мяса рыбы. Но японская культура – не единственный источник вдохновения авторов. Сама история высокой моды поможет им приготовить уникальную экзотическую смесь и выразить свое восхищение золотым веком (период с 1930-х по 1950-е г.г.). FUGU наденет пальто с преувеличенными плечами из меха «гиббона». Впервые внимание к необычному меху привлечет Марлен Дитрих в 1932 г. В фильме «Белокурая Венера» ее героиня, артистка кабаре, выступит в костюме обезьяны. А фэшн эксперименты с экзотическим мехом будут тесно ассоциироваться с выдающимся именем в мире моды Эльзой Скиапарелли, славившейся своим нетривиальным подходом в выборе материалов. В 30-е годы ее пальто, свитера и ботинки с использованием меха обезьяны обретут популярность. Накладные плечи также относятся к нововведениям модельера. Гладкий красиво ниспадающий мех и широкие как у полузащитника плечи придают FUGU достоинство и создают ощущение ее значимости. Образ Сибаритки окутан флером чувственности и ретро-шика.
Чарльз и Десмонд еще не раз будут апеллировать к наследию Эльзы Скиапарелли, заложившей основы современной высокой моды. Именно она смогла тесно сблизить реальность и искусство, интегрировав в моду идеи сюрреалистов. Модельер стремилась делать одежду, которая бы поражала воображение. Ее мода – это не предмет потребления, это – идея. В 1938 году работая в тандеме с Сальвадором Дали, Эльза создаст платье известное под названием «Слеза». Облегающее фигуру оно будет сшито из бледного шелка с брутальным рисунком Дали, а «рваные раны» на вуали выполнены в технике аппликации. На кануне второй мировой войны его мрачный подтекст станет предупредительным залпом. Проводя параллели, можно выявить сходство в креативных подходах Чарльза и Десмонда с Эльзой Скиапарелли. Роскошное платье для СИБАРИТОК из коллекции аутфитов 2009 года с неспокойным названием «Риф» похоже на предостережение. Узкое платье красного цвета с высоким разрезом усыпано переливающимися камушками, словно каплями. Подвески с лезвиями и крестами в области плеча и талии выглядят как символы саморазрушения и обнажают скрытую идею обреченности от кокаиновой зависимости.
Кукла ROSEMARY, клон Venus 0104, 2008 г. В коллекциях появляется прозрачная обувь из плексигласа)У сюрреалистической моды Э. Скиапарелли была не только трагическая сторона, но и комическая. Талантливая итальянка неоднократно радовала своих поклонников ироничными предметами одежды: коктейльными шляпками в виде перевернутой туфли или отбивной, забавной парой ботинок с мехом обезьяны, аспириновыми бусами и так далее. Чарльза и Десмонда также отличает любовь к остроумным ироничным деталям. В коллекции «Запрет на охоту» вместо пуль они вооружили СИБАРИТОК помадами. Платье куклы SAVAGE CUTURE («Первозданный кутюр») – это шутка на тему эскиза, который еще не стал платьем, но который его нетерпеливая владелица уже готова носить. У некоторых кукол 2010 года в платформы туфель будут инсталлированы компактные пудреницы. Эта дизайнерская находка отразит видение авторов на будущее моды.
В поле зрения художников всегда будет присутствовать лондонская уличная мода – едва ли не лучшая в мире. Один из самых значимых французских дизайнеров Жан Поль Готье высоко оценит ее потенциал и внедрит в высокую моду. Его поход близок Чарльзу и Десмонду. Коллекция, в которой они тонко вышучивают уличную моду, получила название «Жертвы моды» (Fashion Victims). Одна из кукол под именем ROSEMARY предстает перед зрителем в расшитом пайетками платье прямого кроя и средней длины в стиле ар-деко и спортивных брюках с белыми лампасами. Крикливая привлекательность попирает воспетую веками элегантность и звучит как напоминание о том, что плохой вкус – это тоже часть истории моды.
В рамках второго пятилетия Чарльз и Десмонд будут решать вечный оппозиционный вопрос между функциональной и эстетической стороной дизайна. Улучшая подвижность кукольного тела, им придется cмириться с появлением дополнительных швов. Наиболее используемым клоном этого периода станет Venus D’Royce 0779. В целом куклы будут выглядеть немного крупнее и явно повзрослеют. Я бы оценила это как оправданный шаг в условиях всеобщей усталости от подростковой красоты. И, возможно, даже пророческий – в последнее время все чаще мировые подиумы объявляют зрелую элегантность центральной темой показов. Художники уверенно продолжат использовать цвет, применяя психоделические палитры в коллекциях «Видение цвета» и «Моноглэм». Образы многих СИБАРИТОК будут гламурными, и художники с нескрываемой иронией присвоят им кондитерские имена типа ТОРТ или ЩЕРБЕТ (GATEAU и SHERBET). Невероятно роскошная коллекция Chalk Whites, в которой куклы превратятся в букеты из экзотических цветов, получит название «Игра в гламур» («Glamping»).
Неоднократно для создания аутфитов кутюрье используют лазерную перфорацию клеенки или неопрена. В ряде случаев это позволит создавать собственные двухслойные ткани. Принты также заслуживают внимание. Образ морячки авторы воплотят, совмещая полоску с флоральным рисунком на платье из клеенки, для куклы NEUROTICA. Богатые трехмерный ткани, жесткие на ощупь, подчеркнут независимый дух их владелец.
И, наконец, последний период, начавшийся в 2015 году, станет третьей кардинальной реинкарнацией СИБАРИТОК. Его отличает не только появление нового клона 1000 Venus d’Royce, нового типа тела, но и переход на использование винила. На разработку потребуется три года. Кукла также обретет пять пар великолепных жестовых кистей. (В прошлые периоды лишь у некоторых СИБАРИТОК были сменные кисти). Первые выпуски будут маркироваться словом «образец» и требовать доработки сочленений, однородности материала и уменьшения зеленоватого оттенка. Мнения коллекционеров разделяться: для кого-то винил будет материалом, расширяющим возможности куклы с точки зрения пластичности и транспортабельности, а для кого-то полиуретан останется в приоритете. Отвечая на запрос рынка, Чарльз и Десмонд представили новую куклу из полиуретана в 2016 году по имени ANNUNAQ. Так или иначе, СИБАРИТКИ не потеряли статус предмета желания.
Очаровательная шалунья MISCHIEF так торопилась на фотосессию, что ей пришлось пренебречь правилами нанесения макияжа. Модель не выждала положенные 20 минут, необходимые для окисления и впитывания косметики в кожу. Это время, когда макияж приобретает окончательный цвет и текстуру. Возможно, излишняя припудренность – это новый тренд? Поиск красоты продолжается…
"Кукольный Мастер" № 53 / 2017 г.
Все выпуски журнала можно приобрести здесь:
www.instagram.com/akademiyatvorchestva