Есть произведения, отнесенные к романтическим. Есть писатели, отнесенные к пролетарским. Есть читатели, которых тоже куда-нибудь отнесут?
А может, нет. Может нам хватит смелости уйти от стереотипов и другими глазами увидеть один из лучших рассказов Максима Горького "Старуха Изергиль".
Да, вне сомнений, поэтичная манера изложения и торжественность слога сегодня не актуальны. Но всякий раз, как попадается эта тонкая книжка в руки, - не оторвешься.
Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу. (М.Горький "Старуха Изергиль")
В легенде о Данко положение племени было безвыходным - позади враги, а впереди - болото. Горький ответил на вечный вопрос: Почему одни люди спасают других людей?
Причем не на войне, а в обычной жизни.
Рассказ первый. Рука, протягивающая трос
-Видишь ты искры? – спросила меня Изергиль, …-Эти искры от горящего сердца Данко. Было на свете сердце, которое, однажды, вспыхнуло огнем… (М.Горький "Старуха Изергиль")
Полчаса нахождения в ледяной воде, и он открыл глаза - стрекот вертолета был реальным. Лицо Арланда было покрыто белым инеем от мороза, а одежда -ледяной коркой. Руки он держал на обломках, но уже ничего не чувствовал.
13 января 1982 года самолет рейса 90, 80 пассажиров на борту, - в разгар метели не смог набрать высоту - обледенение крыльев, - врезался в мост, - рассыпался на части и лишь обломки хвоста торчали в ледяной жиже замерзшей реки, за них держалось шестеро уцелевших. С вертолета бросали веревки и тащили тех, кто зацепился. Арланд отдал свой трос тем, кто был рядом, и остался последним - вертолет вернулся за ним - 20 минут он напрасно кружил над обломками.
Арланд Дин Уильямс младший - 46-летний пассажир на борту рейса 90 Air Florida. У его матери единственный раз в жизни появится повод посетить Белый дом. Рейган вручит миссис Вирджинии Уильямс медаль. лучше бы этот повод не появлялся никогда. ...А еще его одноклассница признается, что Уильямс всегда боялся воды.
Рассказ второй. Вернуться за теми, кто не смог выйти...
«Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко. Они бросились за ним, очарованные. ...Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. ...А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало! (М.Горький "Старуха Изергиль")
Читал Ричард Рескорла когда-нибудь “Данко» Горького? Вряд ли! Но 11 сентября 2001 года бывший офицер армии США повел группы людей к выходу из дымящегося здания. Он мог выйти сам, мог идти впереди толпы и выскочить быстрее из логова катастрофы, но он говорил людям: «Всё будет хорошо", и вел группы людей, обреченных погибнуть в обломках небоскреба. А еще он пел старинную валлийскую балладу «Men of Harlech».
2687 человек добрались до первого этажа, и тогда их проводник вернулся обратно, за теми, кто еще оставался в здании. Но Южная башня обрушилась.
Рассказ третий. Легче выпить воду, чем в нее нырять
И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, ...и золотом сверкала река… (М.Горький "Старуха Изергиль")
Он вырвался из оков ледяной воды, сделал спасительный вдох, - жив ли тот, кого тащил со дна, - рука прижимала кожаную подушку от сиденья. И молния – чья-то жизнь осталась там, на дне, вместо этой подушки. Но на 10-метровой глубине водохранилища была нулевая видимость – «я на ощупь хватал человека в охапку и плыл с ним наверх».
Он разбил ногами заднее стекло, но никто не выплыл. Вытаскивать можно только по одному. Если бы он знал, чтобы спасти всех - ему нужно было нырнуть 92 раза (столько пассажиров было в троллейбусе, 16 сентября 1976 года упавшем с дамбы). Нырять невыносимо трудно – вода будто выталкивает наружу - еще тяжесть в теле, усталость, нехватка сил, окоченение, - «меня хватит лишь на определенное количество погружений».
За два десятка минут из ледяной воды Шаварш Карапетян вытащит много людей – из них двадцать спасутся.
Он выживет, придя в сознание лишь на 46-й день, - через пневмонию осложненную сепсисом выживет. Установит свой последний мировой рекорд и уйдет из спорта.
Во сне ему часто будет сниться тот кусок сиденья, который он спас...