Итак, в прошлой статье я кратко рассказала о важнейших чертах религиозно-мифологических представлениях древних египтян. В этой картине мира самую важную роль играли солярный культ и культ смерти. Читайте подробнее здесь.
И как уже было сказано, эти верования повлияли на все стороны жизни и определили самобытность культуры древнеегипетской цивилизации. Прежде всего, на основе этих культов, стали формироваться основные типы и виды архитектурных сооружений.
Мемориальная архитектура Древнего Египта. Древнее Царство.
Сохранившиеся до нашего времени архитектурные сооружения Древнего Египта являются ярким примером искусства на службе религиозного (заупокойного) культа. В основном – это гробницы фараонов – то есть, жилища для частицы души Ка, и то место, где должно было вечно храниться их нетленное тело.
Все захоронения в Древнем Египте осуществлялись на западном берегу Нила. «Города мертвых» располагались там, где находились безжизненные пески пустыни и где «умирало» солнце.
Изначально, для фараонов строились достаточно небольшие сооружения трапециевидной формы, получившие арабское название «мастаба́», что переводится как «скамья».
Приблизительно в 28 веке до н.э. архитектор Имхоте́п начинает возводить в местечке Саккара, гробницу для фараона Джо́сера. Ему приходит гениальная идея – сделать более сложное архитектурное сооружение, соединив несколько мастаба, поставив их одну на другую. Так родилась форма первой в истории Египта пирамиды. И была она ступенчатой.
Тем самым, Имхотеп решил сразу несколько важных задач:
1. Иерархическая: гробница фараона Джосера стала своими размерами выделяться на общем фоне.
2. Эстетическая: эта новая форма была выигрышной, и выглядела, по сравнению с другими захоронениями, более динамичной, эффектной и оригинальной.
3. Символическая: ступенчатая форма гробницы, как бы представляла собой «лестницу», по которой душа умершего фараона восходит на небо для воссоединения с богом Солнца - Хором, считавшимся отцом всех правящих царей Египта.
4. Утилитарная: такая сложная конструкция гробницы затрудняла охотникам за сокровищами поиск добычи, поскольку тело фараона и те богатства, которые он «брал» с собой, теперь могли находиться в любой из мастаба этой пирамиды.
Работа Имхотепа не осталась незамеченной – после смерти он был обожествлен. Вероятнее всего, это было лучшей из наград для египтянина. А пирамида Джосера стала прародительницей знаменитых гробниц, причисленных Геродотом к Чудесам Света.
На западном берегу Нила, в местечке Гиза, неподалеку от Каира, высятся три великие пирамиды. Это гробницы фараонов четвертой династии: Микери́на (Минкаура), Хефре́на (Хафра) и Хео́пса (Хуфу).
Самая высокая из них – пирамида Хеопса. Её высота составляет приблизительно 147 метров, а длина её граней около 230 метров. Подсчитано, что на постройку пирамиды Хеопса потребовалось более 2-х миллионов каменных блоков, средним весом около 2,5 тонн. Создателем пирамиды Хеопса считается архитектор Хемиу́н – племянник фараона.
Нас сегодня поражает инженерная и математическая точность постройки этих гигантских сооружений. Их грани точно ориентированы по сторонам света, в основании – идеальные квадраты, а гладкие «стены» образуют равнобедренные треугольники. Сделаны они из каменных блоков, подогнанных друг к другу так точно, что между ними не проходит даже лезвие ножа.
До сих пор ведутся споры о том, какие методы и механизмы применялись для строительства столь грандиозного сооружения. Предлагаются различные версии, порой весьма экзотические. Однако однозначного ответа, всё ещё нет...
Внутри пирамиды были оставлены узкие тоннели, как ложные - тупиковые, так и ведущие к погребальной камере. Угол уклона коридора, ведущего к саркофагу, был рассчитан таким образом, чтобы из своего последнего жилища фараон мог видеть полярную звезду.
Сегодня в пирамиду Хеопса проводят экскурсии. Длинный узкий коридор ведет в погребальную камеру. Но те, кто ожидает увидеть блеск золота и красоту настенных росписей будут разочарованы. Сокровища фараона были разграблены задолго до того, как учёные смогли найти вход в усыпальницу, и исследовать её.
Не сохранилось даже мумии некогда великого правителя. В погребальной камере туристов ожидает лишь огромный каменный саркофаг. Лишённый крышки и деформированный ворами.
И здесь вы сталкиваетесь с ещё одной загадкой пирамид. Дело в том, что размер этого саркофага превышает размер коридора, ведущего в это помещение. Как же тогда каменный саркофаг оказался на этом месте?
Исследователи и учёные предполагают, что и внешний вид пирамид был иным, чем сейчас. Их наружные стены облицовывались каменной плиткой, отполированной так, что поверхность граней была абсолютно гладкой. Историк Геродот, даже утверждал, что египетские дети развлекались, катаясь с них, как с горы... Представить себе такую картину в действительности довольно сложно.
Остатки внешней отделки ещё и сегодня видны на вершине пирамиды Хефрена.
Рядом с этим сооружением (гробницей Хефрена) находится ещё один памятник эпохи фараонов – гигантское скульптурное изваяние сфи́нкса - фантастического существа с телом льва и головой человека. Основой монумента послужила естественная каменная скала, которую обтесали в форме туловища животного.
Лицо сфинкса, по мнению учёных, является скульптурным портретом самого фараона Хефрена, чью гробницу на протяжении тысячелетий это чудовище охраняет. При таких размерах – 73 метра в длину и 20 метров в высоту – этот «отец ужаса» (как его называли арабы), является крупнейшим скульптурным монументом в мире.
С этим изваянием связано множество легенд, и реальных историй, воспринимающихся сегодня, как мифы.
Например, почему у сфинкса отсутствует нос? По этому поводу существует две основные версии. Одна из них гласит, что нос этот памятник искусства потерял, когда Египет захватили арабы-мусульмане. Согласно традициям ислама, живые существа не подлежат изображению. И, следовательно, нос был отбит арабами, в попытках уничтожить это лицо.
Другая версия свидетельствует, что причиной отсутствия носа на этом монументе стали французские солдаты наполеоновской армии, которые, скучая, палили в сфинкса из пушек, чтобы поупражняться в меткости.
Забавный фильм о приключениях героев французских комиксов Астерикса и Обеликса предлагает нам еще одну причину появления этого дефекта статуи:
Наверняка, многие обращали внимание на каменную плиту, напоминающую дверь, у передних лап сфинкса. С ней тоже связана легенда.
Рассказывают, что эта история произошла, когда в Египте правил фараон Тутмес IV. Правителю приснился сон, в котором он увидел статую, почти погребенную песками, и взывающую к нему за освобождением. Тутмес тут же собрал экспедицию и провел работы, по очистке изваяния от песков пустыни. В память об этом событии он и поставил эту каменную плиту, где повелел высечь надпись:
"Царский сын Тутмос, по своём прибытии, во время полуденной прогулки сел в тени этого могучего божества. Когда Ра достиг вершины [неба], его одолел сон, и он увидел, как сей великий бог обратился к нему с речью, как будто отец говорит сыну: «Взгляни на меня, присмотрись, о мой сын Тутмос, я твой отец Хармахис, и я дарую тебе владычество над моей землёй и власть над всеми живущими… Узри мой подлинный вид, дабы защитить мои безупречные конечности. Меня покрыл песок пустыни, на которой я возлежу. Спаси меня и исполни всё, что у меня на сердце"
Надо сказать, что сфинкс не единожды оказывался почти погребенным песками. Сохранились рисунки европейских путешественников 19 века, на которых видно, что это фантастическое существо засыпано до самой шеи.
Его не раз приходилось расчищать. В последний раз эта процедура с небольшой реставрацией проводилась в 2014 году.
Когда речь идет о Древнем Египте, в качестве первых ассоциаций, в памяти возникают великие пирамиды Гизы. Это не случайно.
Во-первых, они ещё в древности были причислены к чудесам света.
Во-вторых, пирамиды Гизы давно уже являются символом Египта и его главной достопримечательностью.
В-третьих, в них, как нигде больше, воплощена идея вечности и незыблемости власти фараонов, определяющая всю древнеегипетскую культуру.
Как развивалась древнеегипетская архитектура после "великих пирамид"? Об этом читайте в следующей статье.
Об особенностях древнеегипетской культуры и искусства читайте в следующих моих статьях, посвящённых этой теме:
Как заговорили древнеегипетские иероглифы
Древний Египет. Пантеон богов и культ смерти.
Тайны пирамид.
Великие храмы.
Искусство на службе у мёртвых. Скульптура.
Искусство на службе у мёртвых. Живопись.
Амарнский период.
Священные животные. Культ кошек.
Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.