1973 или 1977? За какую экранизацию «Открытой книги» Каверина проголосуете вы?

16K прочитали

Памяти Натальи Дикаревой (1959 – 2020)

Наталья Дикарева в фильме «Открытая книга» 1977 г.
Наталья Дикарева в фильме «Открытая книга» 1977 г.

Как я уже писала, в 70-е годы выходит две экранизации трилогии Вениамина Каверина об ученых-микробиологах «Открытая книга»: первая, двухсерийная, в 1973 году и вторая, девятисерийная, в 1977. Их-то мы и попробуем сопоставить.

👉 «Открытая книга»: как изобрели пенициллин и победили чуму

(Скажу сразу, что это мои собственные впечатления от просмотра. У читателей будет возможность проголосовать в конце статьи.)

Олег Табаков в фильме «Открытая книга» 1977 г.
Олег Табаков в фильме «Открытая книга» 1977 г.

В условном соревновании двух экранизаций всё просто: за каждый пункт начисляется 1 балл. Итак, поехали.

Кастинг

1. Чурсина или Саввина?

Людмила Чурсина и Ия Саввина в «Открытой книге» 1973 и 1977 гг.
Людмила Чурсина и Ия Саввина в «Открытой книге» 1973 и 1977 гг.

Людмила Чурсина в образе ученого Татьяны Власенковой в экранизации 1973, на мой взгляд, абсолютно неубедительна. Томные закатывания глаз, улыбочки и ужимки хороши для легкомысленных бездельниц, но слабо применимы к серьезным ученым.

Ия Саввина, напротив, решительна, уверена в себе, обладает деловой хваткой и четким пониманием целей и задач.

0:1

2. Алексахина или Дикарёва?

Наталья Дикарева и Анна Алексахина в «Открытой книге» 1977 и 1973 гг.
Наталья Дикарева и Анна Алексахина в «Открытой книге» 1977 и 1973 гг.

Таня в детстве занимает значительную часть повествования. В фильме 1973 ее сыграла тогда еще маленькая актриса театра им. Ленсовета Анна Алексахина. В экранизации же 1977 Власенкову и в отрочестве, и в юности играет Наталья Дикарева, которая снималась в кино непростительно мало. Обе непосредственные, живые и очень симпатичные.

Поэтому
1:1

3. Гурченко или Соловей?

Людмила Гурченко и Елена Соловей в «Открытой книге» 1973 и 1977 гг.
Людмила Гурченко и Елена Соловей в «Открытой книге» 1973 и 1977 гг.

На роль роковой красавицы Глафиры Сергеевны в обоих случаях пригласили, казалось бы, подходящих актрис: и Людмила Гурченко, и Елена Соловей вполне в состоянии сыграть femme fatale с неясной грустью в глазах, опустошенным сердцем и трагической судьбой. Но образ Глаши-Гурченко вульгаризирован до невозможности.

Однозначно 0:1 в пользу Соловей

4. Мужские персонажи

Георгий Тараторкин и Владислав Дворжецкий в «Открытой книге» 1977 и 1973 гг.
Георгий Тараторкин и Владислав Дворжецкий в «Открытой книге» 1977 и 1973 гг.

Всё же герои-мужчины занимают в пространстве «Открытой книги» второстепенные позиции. В двух фильмах на основные роли позвали замечательных актеров. Дмитрия Львова сыграли Владислав Дворжецкий в 1973 и Георгий Тараторкин в 1977, а Андрея Львова – Александр Демьяненко и Юрий Богатырев соответственно.

Но директор института Крамов в исполнении Олега Табакова получился более многогранным, нежели у Владислава Стржельчика в 1973, а пижон Раевский – намного выразительнее у Олега Янковского (1977), чем у Игоря Дмитриева (при всей моей любви к последнему).

0:1

Сценарий

5. Проработка образов

Кадр из фильма «Открытая книга» 1977 г.
Кадр из фильма «Открытая книга» 1977 г.

Обрисовка персонажей – ключевой аспект при работе над сценарием: как сделать так, чтобы герои были не картонными и плоскими, а жизненными и разноплановыми.

Александр Демьяненко и Людмила Чурсина в фильме «Открытая книга» 1973 г.
Александр Демьяненко и Людмила Чурсина в фильме «Открытая книга» 1973 г.

И что в итоге? В образах из первой экранизации и близко не наблюдается какая бы то ни было глубина или сложность. Напрочь лишены противоречий и сомнений – всё в лоб.

0:1

6. А что с драматургией?

Людмила Гурченко в фильме «Открытая книга» 1973 г.
Людмила Гурченко в фильме «Открытая книга» 1973 г.

Конечно, у девятисерийного фильма больше возможностей рассказать историю подробно и обстоятельно, но и полнометражные фильмы же как-то справляются, правда?

Даже не знаю, что случилось с режиссером «Полосатого рейса» Владимиром Фетиным и опытным сценаристом Натальей Рязанцевой, но в их экранизации 1973 года эпизоды вырваны из контекста, а некоторые ключевые обстоятельства и вовсе не показаны в угоду пошловатой мелодраме.

0:1

7. Как изображена работа врачей и ученых?

Кадр из фильма «Открытая книга» 1977 г.
Кадр из фильма «Открытая книга» 1977 г.

«Открытая книга» 1977 года – образец художественного фильма о науке. Упорная борьба, радость открытия, сомнения и конфликты, рутинная работа в лаборатории, помощь больным – здесь отражено буквально всё, что представляет интерес с интеллектуальной точки зрения.

В двухсерийном фильме 1973 года вместо работы врачей показан какой-то гадюшник и одно унылое протокольное заседание. А вместо вменяемых сотрудников химической лаборатории – дурашливые тетки, как из гастронома, которые проводят гениальный опыт (практически единственный за три экранных часа): собирают в пробирки выплаканные слёзы.

Кадры из фильма «Открытая книга» 1973 г.
Кадры из фильма «Открытая книга» 1973 г.

И еще один из нелепейших эпизодов в фильме с Чурсиной – дегустация черной икры в рыбхозе, достойная «12 стульев» Марка Захарова.

0:1

Художественные особенности

8. Операторская работа и декорации

Кадры из фильма «Открытая книга» 1977 г.
Кадры из фильма «Открытая книга» 1977 г.

В фильме 1977 масса интересных отсылок к живописи, о чем будет отдельная статья. Фильм снят в цвете, с изобретательными декорациями.

В 1973 как-то всё невыразительно и невзрачно, сплошные меблированные комнаты. Одним словом, просто никак.

0:1

9. А голые есть?

«Открытая книга» 1973 и 1977 гг.
«Открытая книга» 1973 и 1977 гг.

Да, есть. Например, в фильме 1973 года присутствует нелепейшая сцена в бане – совершенно ни к селу, ни к городу, просто «для красоты». Что касается человеческих отношений, то многосерийная экранизация 1977 и здесь однозначно выигрывает.

0:1

10. А что же Каверин?

Вениамин Каверин
Вениамин Каверин

Вениамин Каверин в своих мемуарах «Эпилог» называет первую экранизацию «Открытой книги» «глубоко бездарной». Впрочем, разбрасываться сильными фразами писатель любил, это факт.

Его оценки фильма 1977 года мне не попадались – в «Эпилоге» он только упоминает о съемках для телеобъединения «Экран». Учитывая, что над вторым фильмом работал сам автор, возможно, девятисерийную версию «Открытой книги» он оценивал выше.

Поэтому по последнему пункту 0:1, но засчитывать его не будем.

Итого: 1:9

Вполне предсказуемо победила девятисерийная экранизация Виктора Титова «Открытая книга» с Ией Саввиной, 1977 год.

Вы вправе со мной не согласиться. Если вы смотрели обе экранизации, проголосуйте, пожалуйста:


Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨‍👩‍ Подписывайтесь на
канал 💡