Служители языческих богов шаманы, как известно, чтобы войти в состояние транса употребляли красные мухоморы, обладающие галлюциногенными свойствами. Вообще эти люди, поклонявшиеся духам природы, эту самую природу знали прекрасно. В том числе, и свойства многих грибов. Был им хорошо знаком и гриб из ботанического рода Паутинники, носящий латинское название Cortinarius rubellus. То, что учёные из цивилизованных стран выяснили об этом грибочке только в пятидесятые годы прошлого века, шаманы знали лет за 1000 до них.
Большинству из даже самых опытных грибников название героя нашего рассказа не ведомо. Видок у него, прямо скажем, поганый. Грязно бурый, на тонкой, кривой ножке; в середине обвисающей шляпки бугорок, снизу редкие словно пыльные, жиденькие пластинки. Самое подходящее слово для такого – поганка. Ботаническое видовое название – паутинник красивейший. Но шаманам было прекрасно известно, что этот грибок не просто смертельно ядовит, а содержит чрезвычайно специфический яд в виде сложного полипептида. Этот яд не растворим в воде. Никаким вымачиванием от него не избавиться. При термической обработке он не разрушается, ни кислотой, ни солью не нейтрализуется, при высушивании полностью сохраняется.
Если человек отравится бледной поганкой, или панцирным мухомором, или каким-то другим ядовитым грибом, у него очень скоро начинаются боли в животе, рвота, понос; подскакивает температура. При отравлении паутинником человек продолжает себя прекрасно чувствовать и на следующий день, и ещё через день. Только на третьи – четвёртые сутки (это если съесть много) появляется чувство недомогания. А если в организм попал лишь небольшой кусочек, первые признаки отравления могут появиться и через 2 недели, и через месяц. Но появятся они обязательно, и кончится всё в конечном итоге смертью отравленного.
Сначала появляется сухость во рту. Начинают стынуть руки и ноги, человек зябнет даже в тёплой комнате. Дыхание становится затруднённым. Постепенно развивается неутолимое чувство жажды. Затрудняется сгибание суставов. Начинаются мигрень, головокружения и обмороки. В последней стадии возникают сильнейшие боли в почках, конечности отекают, и сердце останавливается.
Ордынские шаманы могли рассчитывать дозу из порошка сушёного паутинника таким образом, чтобы человек умирал через заданное время – через неделю, через месяц, через два месяца. Этот порошок не имеет никакого вкуса, поэтому любое его количество можно подсыпать в абсолютно любое кушанье или напиток. Причём смерть жертвы не связывалась с отравлением, так как выглядела как результат болезни.
Гибель Александра Невского
Татаро-монгольская Орда делилась на ханства, которые, как и русские княжества, периодически воевали друг с другом. Хан Берке, враждовавший с ханом Хулагу потребовал от Александра Невского прислать ему на помощь русскую рать. Не желая участвовать в монгольских войнах, Невский летом 1262 года отправился в Орду с отказом. Ведя междоусобную войну, наказать Русь за неповиновение Берке не решался. Но он надолго задержал Великого князя Владимирского, ведя с ним бесконечные переговоры. Только через 11 месяцев, когда Невский уже начал чувствовать недомогание, Берке его отпустил.
Через 3 недели после отъезда на полпути во Владимир 14 ноября 1263 года Александр Невский скончался. У него был очень искусный лекарь, много раз находивший противоядия при отравлениях князя, но и он оказался бессилен, как, впрочем, даже сегодня бессильна против отравления паутинником и вся современная медицина.
Не состоявшийся патриарх
За 3 года до Куликовской битвы в 1377 году в Москве собором епископов митрополитом Московским и Киевским был избран духовник московского князя Дмитрия архимандрит Спасского монастыря Михаил. Утвердить его митрополичий сан должен был Вселенский патриарх Константинопольский. Для этого избранный митрополит отправился в Царьград. Михаил вёз письмо князя, желавшего, чтобы новый митрополит был не только утверждён в сане, но и возведён в сан патриарха всея Руси. Это позволило бы Москве стать центром русского православия и приобрести главенствующее положение среди всех русских княжеств.
В пути посольство митрополита Михаила задержали татары. С почтением относясь к служителям чужих религий, московского церковного сановника в столице Золотой Орды радушно приняли и щедро угощали. Михаил вынужденно гостил в Сарае более месяца, и только после этого с богатыми подарками для Константинопольского Патриарха смог отправиться дальше. Его здоровье стало ухудшаться после того, как он сел на генуэзский корабль в Тамани: холодели руки и ноги, кружилась голова, пропал аппетит, появилась жажда и сухость во рту.
Митрополит Московский и Киевский Михаил так и не сошёл на берег в Константинополе. Умер на борту судна на рейде Царьграда. Русская православная церковь не смогла получить патриарха. Только с задержкой более чем в 200 лет в 1589 году был поставлен на служение первый Патриарх Московский и всея Руси Иов.