Найти в Дзене

Как научить ребенка пересказывать короткие рассказы?

Оглавление

Особо заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Это замечательно, но чтобы речь малыша стала правильной, яркой и выразительной, чтобы ребенок мог правильно формулировать свои мысли, одного только чтения детских рассказов недостаточно, необходимо учиться пересказывать. Именно пересказ вызывает наибольшие трудности у детей в начальной школе.

Предлагаю вашему вниманию короткие рассказы, с помощью которых легко можно научить ребенка пересказывать тексты. Такие рассказы можно найти в Интернете или сочинить самим.

До начала чтения рассказа объясните ребенку смысл трудных слов, проговорите их. Если ребенок плохо знаком с тем, о чем пойдет речь в рассказе, он просто не поймет его.

Прочитав короткий рассказ, задайте вопросы с целью выяснить, понял ли его ребенок. Если он затрудняется ответить не стоит кричать и ругать, возможно, ребенок не сосредоточился или отвлекся. Спокойно прочитайте второй раз. Только после этого попросите пересказать прочитанное.

При этом на разных ступенях обучения применяются различные виды пересказа:

  1. Вы пересказываете прочитанное, а ребенок вставляет слово или предложение. Если ребенок пересказывает с большими паузами, то задавайте наводящие вопросы.
  2. Пересказ организуется по очереди, когда ребенок начинает пересказывать, вы продолжаете, а он заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у ребенка устойчивое внимание, умение слушать другого человека и следить за его речью.

Как Ваня первый раз увидел самолет.

Была весна, таял снег, текли ручейки. Ваня пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху что-то загудело. Ваня подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был самолет. Засмотрелся Ваня на самолет, а лодочки уплыли.

  1. Ответить на вопросы:
    Какое было время года?
    Что пускал Ваня по воде?
    Что загудело в воздухе?
    Что Ваня спутал с птицей?
  2. Подобрать определения к словам: весна (ранняя, поздняя, теплая); самолет (большой, красивый, серебристый); лодочки (бумажные, деревянные, пластмассовые).
  3. Объяснить значение сложного слова самолет. Привести примеры других сложных слов (дровосек, пароход, полотер и др.).
-2

Зима.

Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери спрятались в норки. Дети рады зиме. Они катаются на коньках и на лыжах.

  1. Ответить на вопросы:
    Какое наступило время года?
    Что лежит на земле?
    Куда спрятались звери?
    Кто рад зиме?
    Что делают дети зимой?
  2. Объяснить значение словосочетаний: деревья голые; кругом снег лежит; звери спрятались в норы.
  3. Подобрать эпитеты к словам:
    снег (какой?) - белый, мягкий, пушистый, легкий;
    коньки (какие?) - железные, острые, детские, блестящие;
    лыжи (какие?) - желтые, деревянные, детские, короткие.
  4. Повторить, кто где живет: медведь - в берлоге, белка - в дупле, лошадь - в конюшне, лиса - в норе, собака - в конуре.
-3

Снеговик.

Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снеговику руки. Воткнули в руки ему метлу. Потом мы сделали ему глаза, рот и нос. На голову снеговику надели шапку.

  1. Ответить на вопросы:
    Кого дети слепили из снега?
    Сколько они сделали комков?
    Что прилепили снеговику?
    Что воткнули ему в руки?
    Что сделали потом?
    Что надели ему на голову?
  2. Рассказать этот рассказ от первого лица (от лица мальчика, девочки).
-4
-5