Особо заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Это замечательно, но чтобы речь малыша стала правильной, яркой и выразительной, чтобы ребенок мог правильно формулировать свои мысли, одного только чтения детских рассказов недостаточно, необходимо учиться пересказывать. Именно пересказ вызывает наибольшие трудности у детей в начальной школе.
Предлагаю вашему вниманию короткие рассказы, с помощью которых легко можно научить ребенка пересказывать тексты. Такие рассказы можно найти в Интернете или сочинить самим.
До начала чтения рассказа объясните ребенку смысл трудных слов, проговорите их. Если ребенок плохо знаком с тем, о чем пойдет речь в рассказе, он просто не поймет его.
Прочитав короткий рассказ, задайте вопросы с целью выяснить, понял ли его ребенок. Если он затрудняется ответить не стоит кричать и ругать, возможно, ребенок не сосредоточился или отвлекся. Спокойно прочитайте второй раз. Только после этого попросите пересказать прочитанное.
При этом на разных ступенях обучения применяются различные виды пересказа:
- Вы пересказываете прочитанное, а ребенок вставляет слово или предложение. Если ребенок пересказывает с большими паузами, то задавайте наводящие вопросы.
- Пересказ организуется по очереди, когда ребенок начинает пересказывать, вы продолжаете, а он заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у ребенка устойчивое внимание, умение слушать другого человека и следить за его речью.
Как Ваня первый раз увидел самолет.
Была весна, таял снег, текли ручейки. Ваня пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху что-то загудело. Ваня подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был самолет. Засмотрелся Ваня на самолет, а лодочки уплыли.
- Ответить на вопросы:
Какое было время года?
Что пускал Ваня по воде?
Что загудело в воздухе?
Что Ваня спутал с птицей? - Подобрать определения к словам: весна (ранняя, поздняя, теплая); самолет (большой, красивый, серебристый); лодочки (бумажные, деревянные, пластмассовые).
- Объяснить значение сложного слова самолет. Привести примеры других сложных слов (дровосек, пароход, полотер и др.).
Зима.
Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери спрятались в норки. Дети рады зиме. Они катаются на коньках и на лыжах.
- Ответить на вопросы:
Какое наступило время года?
Что лежит на земле?
Куда спрятались звери?
Кто рад зиме?
Что делают дети зимой? - Объяснить значение словосочетаний: деревья голые; кругом снег лежит; звери спрятались в норы.
- Подобрать эпитеты к словам:
снег (какой?) - белый, мягкий, пушистый, легкий;
коньки (какие?) - железные, острые, детские, блестящие;
лыжи (какие?) - желтые, деревянные, детские, короткие. - Повторить, кто где живет: медведь - в берлоге, белка - в дупле, лошадь - в конюшне, лиса - в норе, собака - в конуре.
Снеговик.
Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снеговику руки. Воткнули в руки ему метлу. Потом мы сделали ему глаза, рот и нос. На голову снеговику надели шапку.
- Ответить на вопросы:
Кого дети слепили из снега?
Сколько они сделали комков?
Что прилепили снеговику?
Что воткнули ему в руки?
Что сделали потом?
Что надели ему на голову? - Рассказать этот рассказ от первого лица (от лица мальчика, девочки).