Удивительно, но в 1917 году, Россия, страна с 900-летней историей православия вполне спокойно приняла большевистскую богоборческую политику. А ведь когда-то, еще во времена царя Алексея Михайловича, казалось бы, чисто технический вопрос о том, как совершать крестное знамение – двумя перстами или тремя, привел к церковному расколу, а самого протопопа Аввакума, возроптавшего против государевой церковной реформы, на костер. А тут бога отменили, и народ не ропщет.
Впрочем, за многовековую историю страны, наберется не так уж много людей, в основном, представителей элиты, постигших все высоты (или глубины) философии христианского вероучения, способных разбираться в его нюансах и вести схоластические диспуты. Для основной же массы прихожан, забитого и безграмотного крестьянства, участие в церковных обрядах было привычной, доставшейся им от пращуров многовековой традицией, помноженной на суеверный страх перед страшным судом божьим.
Иными словами, не вера православная, но сам институт церкви, являвшийся к моменту революционных событий частью реакционного государственного аппарата, в купе с падением морального облика самих слуг божьих, дискредитировало церковь, вызывая у прихожан тихий протест. И вот час свободы пробил.
Декретом СНК РСФСР от 23 января 1918 года о свободе вероисповедования, кроме декларирования свободы совести и отделения церкви от государства, правительство республики национализировало все церковное имущество и запретило религиозное образование во всех государственных, общественных и частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы.
Просто Безбожники
В наследство от помазанника божия, большевикам досталась тотально безграмотная страна, разрушенная, к тому же гражданской войной. На первый план у правительства народных комиссаров в те годы вышли вопросы восстановления экономики и ликвидации голода. Ликвидация же безграмотности осуществлялась по остаточному принципу и государство, на данном направлении, остро нуждалось в помощи общественников. Такими общественниками и стали «Безбожники».
Считается, что общественные безбожники – это такие хунвейбины советской власти, призванные проводить в жизнь Декрет «об отделении церкви от государства» исключительно через разрушение святынь и гонения духовенства. Это конечно все будет в нашей истории, но гораздо позднее и силами совсем другой организации. На самом деле, задачи безбожников, были куда, более гуманнее.
«Союз безбожников» начал формироваться вокруг популярной газеты «Безбожник», целью которой был не призыв к разрушению церквей, а ликвидация безграмотности. Она, простым и доступным языком объясняла людям природу обычных явлений, почему идет дождь, например, или гремит гром.
Официально, общественная организация «Союз безбожников», во главе с Емельяном Ярославским, оформилась только в 1925 году. Лозунгом союза стало: «Борьба против религии – борьба за социализм». За несколько лет своей деятельности, Союз безбожников собрал под своими знаменами сотни тысяч добровольцев, в основном молодежь.
Организация оставалась общественной, жила на членские взносы и принимала в свои ряды всех желающих энтузиастов. Члены организации не только выпускали антирелигиозную просветительскую литературу и выезжали с лекциями в деревни и на предприятия, но строили и мосты, ремонтировали дороги и школы, собирали металлолом, организовывали детские сады, ясли и избы-читальни...
Союз воинствующих безбожников
Воинствующими и всесоюзными, безбожники стали в 1929 году, когда на активно растущую в количественном и качественно отношении организацию обратило внимание государство. Власти решили, что пора переходить от компанейщины и кустарных атак на религию к системной работе. Организацию переименовали в «Союз воинствующих безбожников СССР», взяли на государственное финансирование, выстроили бюрократическую оргструктуру и вовлекли в ее работу партийные и комсомольские структуры. Массовость Союзу добавили еще и за счет школьников, организовав в его структуре организацию «Юных воинствующих безбожников СССР».
Воевать членам новой организации по-прежнему предстояло с безграмотностью и невежеством, которое еще не было окончательно искоренено. Так они и воевали привычными методами на ниве кульпросвета, пока не наступило лихолетье 1930-х.
Период с 1932 по 1937 годы в истории церкви в России называют «безбожной пятилеткой». Государство решило окончательно перестать заигрывать с какими-либо конфессиями и свернуть «Религиозный НЭП». По подсчетам историков в период с 1931 по 1941 годы в СССР было репрессировано и расстреляно до 85% всех священников или до 45 тысяч человек. Храмы взорваны и разрушены, кроме тех, которым повезло перепрофилироваться под конюшни, склады или клубы.
«Союз воинствующих безбожников» существовал параллельно репрессивной машине. К 1936 году в его рядах состояло уже до 5 млн. взрослых членов и около 2 млн. юных воинствующих безбожников.
Союз был упразднен в 1947 году, а его материальная база передана Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний, хорошо нам знакомому обществу «Знание». Но это уже другая история. ото из открытых источников