Найти тему
moviements

Приемы создания атмосферы в фильме «Маяк»

В январе 2020 года российские зрители познакомились с черно-белым подарком всем киноманам – фильмом «Маяк» Роберта Эггерса. Это второй полный метр режиссера, первый дебютный – «Ведьма» (2015 г.) покорил сердца любителей авторских хорроров.

Если вы уже смотрели картину, то давайте разберемся, в чем секрет тягучей и напряженной атмосферы фильма и с помощью чего она создается.

Кадр из фильма "Маяк" (Источник - https://www.imdb.com/)
Кадр из фильма "Маяк" (Источник - https://www.imdb.com/)

Основные приемы создания настроения в фильме «Маяк»:

Операторская работа. Несколько месяцев собирался материал – истории маяков XIX века, технические книги, данные об одежде работников маяков, их быте, поверьях и пр. – как паззл собирали будущий бэкграунд и основу визуальной части истории. Среди технических моментов хочется выделить:

1. Черно-белая съемка. Сам режиссер описывает фильм, как «crusty, dusty, rusty, musty world». Лишив фильм цвета, он дал возможность работать текстурам. Монохром нагнетает и помогает создать именно такую картинку – пыльную, затхлую, грубую, неуютную, депрессивную. Выбор в пользу черно-белой 35 мм плёнки сразу разделяет мир на наш и на мир кино, что придает фильму силы, обособленности. Все, что мы видели в жизни – земля, море, птицы, постройки – начинают казаться зрителю абсолютно другими, таинственными, хранящими секреты. Убери ч/б плёнку – рухнет история, ведь цвет моментально задает настроение истории. Мы уже знаем, что ничего хорошего и теплого нас не ждет.

Кадр из фильма "Маяк" (Источник - https://www.imdb.com/)
Кадр из фильма "Маяк" (Источник - https://www.imdb.com/)

2. Формат кадра. Был выбран 1.19:1 – очень старый, он использовался на заре кинематографа. Режиссер использует почти квадратную картинку, чтобы загнать нас в угол вместе с героями, создать чувство дефицита пространства и воздуха – клаустрофобии. Картинка становится плотнее, ведь нужно уделить внимание антуражу, вместить обоих главных героев, фрейминг также сталкивает их. Эггерс объяснял выбор формата наилучшим решением с точки зрения композиции кадра – так маяк смотрится наиболее органично. Отсутствие цвета, места, удаленность от людей – все это нагнетает. Вектор задан.

Кадр из фильма "Маяк" (Источник - https://www.imdb.com/)
Кадр из фильма "Маяк" (Источник - https://www.imdb.com/)

Саунд-дизайн. Отдельно поговорим о звуке. В «Маяке» он играет огромную роль для создания нужной атмосферы. Завывания ветра, шум волн и дождя, чайки, скрип, что-то мистическое и пугающее – все работает на текстурность и объем истории. Сирена маяка сопровождает нас на протяжении всего фильма, она не дает забыть, кто здесь главный. Кажется, ее одной достаточно, чтобы свести всех с ума – и героев, и зрителя.

Декорации. Достойна восхищения работа художника-постановщика – все, включая маяк 21 метра высотой, было построено специально для съемок в Новой Шотландии. Ни один из вариантов существующих вариантов не подходил для истории, поэтому было решено строить. Все, что окружает героев, должно работать на развитие героев и истории. Картине требовался исторический маяк – немного заброшенный, облезший, неприятный. Команда специально состаривала покрытия, создавала эффект пыльности, заброшенности, будто здания уже переживали бури много раз и были неряшливо «заштопанными».

Детали создают историю, детали помогают поверить в неё.